Германия попросила российские власти сообщить, въезжал ли на территорию России бывший операционный директор дискредитировавшей себя немецкой финансовой компании «Уайркард» (Wirecard) Ян Марсалек (Jan Marsalek). Берлин просит помочь в розыске этого человека в соответствии с ордером Интерпола на его арест.
Об этом запросе, направленном 22 июля, а также о «красном уведомлении», выданном международной организацией Интерпол, немецкое правительство сообщило в среду в письменных ответах законодателям, с которыми удалось ознакомиться «Уолл-стрит джорнал». Законодатели проводят расследование в отношении «Уайркард», которая в прошлом месяце объявила о своем банкротстве после того, как аудиторы обнаружили брешь в два миллиарда долларов в ее финансовой отчетности.
По состоянию на вторник Россия не откликнулась на запрос немецких властей, о чем говорится в письменных ответах законодателям.
Пресс-секретарь компании от комментариев отказалась.
Адвокат Марсалека тоже пока не откликнулся на просьбу дать комментарий. Связаться с официальным представителем российского правительства по этому вопросу тоже не удалось.
Немецкая прокуратура проводит расследование в отношении бывших руководителей компании, которых обвиняют в мошенничестве и в отмывании денег. В этом месяце были арестованы три бывших руководителя, в том числе исполнительный директор «Уайркард» Маркус Браун (Markus Braun), много лет руководивший компанией. У прокуратуры есть подозрение, что они вступили в сговор, завысив результаты работы компании за счет регистрации фиктивных доходов. Браун неизменно отрицает свою вину.
Марсалек же скрылся от правоохранительных органов. Он пропал примерно в то время, когда компания 18 июня временно отстранила его от работы. Поначалу считалось, что он уехал на Филиппины, однако вебсайт журналистских расследований Bellingcat и немецкий журнал «Шпигель» сообщили, что Марсалек может находиться в Белоруссии или в России.
Этот человек несколько лет был ключевым звеном в коммерческой деятельности «Уайркард». Он отвечал за связи компании со сторонними фирмами, которые обрабатывали за «Уайркард» платежи на рынках, где у нее не было лицензий, о чем сообщили осведомленные источники. Прибыль от таких партнерств составляла немалую часть бизнеса компании, о чем свидетельствуют документы, с которыми ознакомилась «Уолл-Стрит Джорнал». На этом сосредоточили свое внимание следователи.
В своем заявлении от 22 июня «Уайркард» подчеркнула, что ей мало что известно о характере коммерческих отношений с третьими сторонами.
Красное уведомление Интерпола является просьбой к правоохранительным органам всех стран определить местонахождение и арестовать объявленного в розыск человека вплоть до его экстрадиции, явки с повинной или иных действий правового характера. Интерпол заявил, что он не дает комментариев по конкретным делам и о конкретных людях, за исключением особых обстоятельств, когда он делает это с разрешения соответствующей страны-члена.
Правительство Германии проинформировало законодателей в момент, когда Берлин оказался в сложной ситуации, не сумев своевременно отреагировать на ситуацию с «Уайркард». Она вылилась в крупнейший за последние годы финансовый скандал. В среду на заседании парламентского комитета по финансам, которое проходило за закрытыми дверями, законодатели с пристрастием допросили министра финансов Олафа Шольца (Olaf Scholz) и министра экономики Петера Альтмайера (Peter Altmaier).
На прошлой неделе Шольц представил план реформ по укреплению финансового контроля над немецкими компаниями. Произошло это после того как федеральное управление финансового надзора подверглось острой критике за бездействие в отношении «Уайркард», хотя подозрения и изобличающая информация о ней накапливались более 10 лет. План реформ в случае его утверждения даст управлению финансового надзора дополнительные полномочия по проведению расследований.