Разработка новых вакцин против Covid-19 идет очень быстро, что является обнадеживающей новостью для всего мира. В США и в Европе уже есть две вакцины, которые проходят третью стадию клинических испытаний. В ходе каждого из этих испытаний будут вакцинированы многие тысячи людей, а затем надо будет ждать, чтобы увидеть, сколько людей заразятся. Если вакцины окажутся эффективными, то через несколько месяцев мы сможем начать массовое производство.
Но нам не надо ждать. Обе эти вакцины (разработанные американской фармацевтической компанией «Модерна»/Moderna и специалистами Оксфордского университета совместно с англо-шведской компанией «АстраЗенека»/Astra Zeneca) в ходе первого этапа испытаний уже показали, что они безопасны и, вероятно, эффективны. Поэтому эти компании продвигаются вперед и прививают каждой из этих вакцин еще по 30 тысяч человек, поскольку специалисты этих компаний вполне уверены, что эти вакцины безопасны. Как пишет «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times), на третьей стадии испытаний находятся еще три вакцины против Covid-19. Одну из них разработала немецкая биотехнологическая компания «Байонтек» (BioNTech) совместно с американской фармацевтической компанией «Пфайзер» (Pfizer), а две другие созданы в Китае — фармацевтической компанией «Синофарм» (Sinopharm) и биофармацевтической компанией «Синова Байотек» (Sinova Biotech).
Так почему бы не начать вводить миллионы доз прямо сейчас? Во всяком случае, нам следует рассмотреть возможные плюсы и минусы.
(Уточнение, 03.08.2020 г.: я не предлагаю пропустить третью стадию испытаний. Отнюдь нет! Ученые должны внимательно следить за ходом испытаний, и если появятся какие-либо негативные побочные действия, они должны немедленно прекратить любое использование вакцин-кандидатов до получения соответствующего разрешения).
Кстати, один индийский производитель вакцин уже приступил к массовому производству. Индийский институт сыворотки (The Serum Institute), который возглавляет индийский миллиардер Адар Пунавалла (Adar Poonawalla), уже приступает к производству сотен миллионов доз вакцины, разработанной специалистами Оксфордского университета, до того как она будет одобрена к применению. Институт инвестирует свои собственные деньги и идет на риск в расчете на то, что вакцина будет эффективной.
1. Деньги. Производство сотен миллионов доз вакцины стоит больших денег, и если на третьем этапе испытаний вакцина окажется неэффективной или небезопасной, эти деньги будут потрачены впустую. Я понимаю, почему частные компании, проводящие эти испытания, не могут приступить к массовому производству. Вот тут-то и может вмешаться правительство: просто купите вакцины заранее! Мы ведь все равно уже это делаем в довольно больших масштабах: недавно Минздрав и Минобороны США объявили, что заплатят американской компании «Новавакс» (Novavax) 1,6 миллиарда долларов на проведение всех этапов клинических испытаний плюс на производство 100 миллионов доз задолго до того, как вакцина будет одобрена.
Учитывая, что одни только США уже потратили более трех триллионов долларов (для тех, кто ведет подсчет — это в три тысячи раз больше миллиарда), чтобы спасти экономику, и потратит еще минимум один триллион долларов, еще несколько миллиардов долларов на производство вакцин (даже если вакцины окажутся неэффективными) кажутся очень большим вложением средств.
2. Осторожность. Обычный процесс испытания и получения разрешения на использование вакцины должен проходить в три этапа. На первом и втором этапах мы тщательно проверяем безопасность и пытаемся определить оптимальную дозу. Хотя после этих этапов вакцина может показаться эффективной, число людей на которых испытывают вакцину, невелико, и чтобы быть уверенными в эффективности вакцины, нам необходимо привлечь для ее испытания большее количество людей. Это происходит на третьем этапе испытаний.
Таким образом, на нынешнем, третьем, этапе клинических испытаний этих вакцин предполагается сделать следующее: подобрать большое количество людей (в рамках одного из испытаний должно участвовать не менее 30 тысяч человек). Половине из них ввести вакцину, а другой половине — плацебо. Затем подождать несколько месяцев и посмотреть, сколько человек будут заражены коронавирусом Covid-19. Если вакцина эффективна, то мы увидим, что в группе людей, которым ввели вакцину, число заболевших значительно меньше.
Отлично. Мы обязательно должны это сделать, и мы это делаем.
Но сейчас у нас в самом разгаре самая страшная пандемия с 1918 года. Тщательный, поэтапный режим испытаний и выдачи разрешений на использование вакцин не был рассчитан на глобальную чрезвычайную ситуацию, в которой каждый день промедления означает гибель тысяч людей.
Мы уже знаем, что на третьем этапе испытаний вакцины безопасны — иначе было бы неэтично вводить эту вакцину 30 тысячам человек, как это происходит во время этих клинических испытаний. (Примечание: на третьем этапе клинических испытаний иногда выявляются проблемы безопасности, которые затрагивают лишь небольшой процент людей и на более ранних этапах испытаний, первом или втором, могут не возникнуть. Таким образом, безопасность вакцины определяется и на третьем этапе клинических испытаний, только в более широком масштабе). Оценивая соотношение рисков и пользы, я считаю, что нам следует немедленно наращивать производство вакцин, используя для этого не частные деньги, а государственные средства, а затем предлагать эти вакцины бесплатно всем, кто захочет.
Конечно, мы должны будем разъяснить всем, кто захочет сделать прививку, что мы не знаем наверняка, эффективна ли эта вакцина. Заставлять делать прививку никого не будут, но я предполагаю, что миллионы людей захотят попробовать. И, конечно же, не исключено, что эти вакцины окажутся не очень эффективными, и, возможно, это вызовет большее недоверие, когда мы со временем все-таки получим хорошую вакцину. Но мы должны пойти на этот риск, учитывая, что из-за промедления вреда будет больше. Клиническая картина при использовании этих экспериментальных вакцин уже лучше, чем при использовании большинства существующих методов лечения. И самое главное, мы знаем, что они безопасны.
Так что давайте начнем вакцинировать миллионы людей сейчас, как только сможем запустить массовое производство. Я буду первым в очереди, чтобы сделать прививку вакциной компании «Модерна» или оксфордской, как только она будет готова.