Золото впервые стоит дороже 2000 долларов за тройскую унцию. Это связано в том числе и с коронакризисом. Но настоящие причины глубже — масштабное изменение цены привлекает внимание общественности к вопросам политики центробанков: как они обращаются с евро, долларом и пр.
В течение нескольких недель золото дважды ставило исторические рекорды. Только в июне цена на золото в долларах побила старый рекорд сентября 2011 года — тогда благородный металл стоил 1921 доллар. И вот во вторник впервые цена на золото превысила отметку в 2000 долларов.
Это наглядно показывает, какая динамика сейчас превалирует на рынке драгоценных металлов. В качестве причины сильного роста постоянно называют неуверенность, связанную с последствиями коронакризиса для мировой экономики. Это также имеет место, но первопричины глубже.
Чтобы их понять, нужно заглянуть в прошлое. Продержавшийся много лет рекорд сентября 2011 года был связан с неразберихой вокруг евро из-за валютного кризиса. Только обещание ЕЦБ в лице Марио Драги «чего бы это ни стоило» спасти европейскую валюту тогда успокоило рынки. Как следствие, цена на золото снова упала, в том числе и потому, что имелась инвестиционная альтернатива в виде рынка облигаций, при помощи которой — в отличие от беспроцентного золота — можно было получать прибыль.
Теперь ситуация изменилась. Надо учитывать сопутствующий ущерб, с которым столкнулись крупные центробанки: из-за проседания рынка гособлигаций сегодня во всем мире бумаги на сумму свыше 14 трлн. долларов приносят отрицательную доходность. И это по всему миру — не только в еврозоне.
На протяжении ряда лет можно наблюдать, что подобное развитие событий всегда коррелирует с ценой на золото. Крупные инвесторы, по всей видимости, перекладывают деньги из инвестиций, которые обретают отрицательную доходность, в драгоценный металл, который хотя и не приносит процентов, но, по крайней мере, не вытаскивает из кармана вкладчиков штрафные процентные ставки.
Триллионные пакеты помощи, которые правительства и центробанки теперь направляют на борьбу с разорительным воздействием коронавируса, только усиливают этот тренд и будут его усиливать. Хотя стоит отметить, что в целом помощь экономике, субсидии пострадавшим являются правильным решением.
Теперь наступает час расплаты за то, что политики почти на протяжении целого десятилетия теряли время, которое для них зарабатывали своей жесткой политикой центробанки. У политиков было время, чтобы после разрушительного финансового кризиса и краха еврозоны при помощи решительных реформ стабилизировать фундамент государственных финансов. И еще никто не знает, сколько еще времени и в каких объемах будут необходимы пакеты помощи. Если случится вторая волна коронакризиса, это может привести к необходимости предпринять сопоставимую по затратам акцию ради спасения экономики.
При этом долговая нагрузка западных развитых стран еще до пандемии коронавируса была огромной — и для многих, как, например, для Италии, была по плечу лишь потому, что центробанки держали процентную ставку на низком уровне и таким образом перераспределяли средства от гражданина к государству.
Дальнейшее развитие цены зависит от многих факторов
Но теперь продолжают расти квоты, а государства приближаются к границам своей способности выплачивать очередные проценты по долгам. И это сказывается на цене золота: доверие к валютам упало — значит, растет цена на золотой заменитель этих валют. Теперь, при ретроспективном взгляде, мы понимаем, в чьих интересах низшая точка цены на золото пришлась на период образования евро. Единая валюта с того времени потеряла по отношению к золоту около 80 процентов своей стоимости.
Многие профессиональные вкладчики и просто люди, в чье поле зрения сейчас попадает золото из-за рекордных темпов роста, задаются сейчас вопросом: а продолжится ли рост и в будущем? Это зависит от многих факторов. Многое будет зависеть от того, осознают ли политики и центробанки стабильную валюту как самодостаточную ценность. А если да — насколько решительно они будут эту самую ценность защищать.