25 марта норвежские археологи заявили об обнаружении остатков корабля викингов внутри кургана в графстве Вестфолл к юго-востоку от Осло. Со времен эпохи викингов прошло больше тысячи лет, но северяне до сих пор хранят секреты.
Упоминание этих воинов вызывает в голове образ высокорослых дикарей, которые появляются из морского тумана и заливают огнем и кровью европейское побережье, а затем вновь исчезают на борту своих драккаров. Эти представления сформировались в XIX веке, а в ХХ и XXI веках романы, кино, сериалы и комиксы только упрочили их.
Как гром среди ясного неба
Все помнят вышедший в 1958 году американский фильм «Викинги» Ричарда Флейшера (Richard Fleischer), в котором Кирк Дуглас (Kirk Douglas) и Тони Кертис (Tony Curtis) играли ставших врагами братьев. Сейчас канадско-ирландский сериал «Викинги» Майкла Херста (Michael Hirst) дошел до шестого сезона и приносит целое состояние Netflix.
Хотя в этих стереотипах, как и в любой карикатуре, есть зерно истины, они — лишь тень того, что нам сейчас известно о викингах благодаря достижениям археологии и все более многочисленным работам историков, которые выходят последние 40 лет, причем не только в скандинавских странах: во Франции тоже есть прекрасная школа специалистов по древним северным цивилизациям.
Если верить англосакской летописи того периода, первое столкновение англичан с викингами, воинами и мореплавателями из Скандинавии, произошло в 789 году. Советник короля Уэссекса отправился на встречу с моряками трех высадившихся в Портленде кораблей, чтобы потребовать с них подать, как тогда было заведено, но те просто убили его. Всерьез все началось четыре года спустя: 8 июня 793 года бенедиктинский монастырь на острове Линдисфарн к северо-востоку от Англии стал целью нападения скандинавских пиратов.
На западе этот первый зафиксированный в письменных свидетельствах налет викингов прогремел как гром среди ясного неба. Алкуин, английский поэт, мудрец, богослов и один из главных советников Карла Великого, писал о том, какой хаос вызвало разграбление аббатства, где хранились реликвии Кутберта, самого популярного на тот момент святого на севере Англии.
Так в конце VIII века началось то, что во Франции долгое время называли «норманнскими вторжениями» (от германизированного латинского слова Normanni, «северяне»). Сегодня чаще используется слово «викинг», происходящее из древнего языка скандинавских народов с рунической письменностью. Об этимологии слова «викинг» ведутся споры, но само оно появилось с Х века и означало, в Скандинавии, а затем и Англии, пиратов, которые отправились в моря Западной Европы из северных стран.
В скором времени под ударом оказался и континент. Первый рейд на побережье нынешней Вандеи произошел в 799 году. В 806 году 60 монахов погибли в результате нападения на аббатство Айона в Шотландии. В 810 году викинги устроили набег на побережье Фризии (современная Германия) на северо-восточной границе империи Каролингов. С 830 года экспедиции участились, сначала на побережье, затем на более отдаленных землях, куда викинги поднимались по рекам.
Постоянная угроза
Викинги нападали на аббатства и монастыри, чье имущество и украшенные золотом и драгоценными камнями литургические предметы представляли собой привлекательную и легкую добычу. Так, монастырь Нуармутье (Вандея) подвергался нападению в 819 и 835 году, а аббатства Сен-Вандрий и Жюмьеж в низинах Сены разграбили и сожгли в 841 и 852 году. Были целями и богатые порты: на Дорестад в устье Рейна несколько раз нападали с 834 по 863 год, а в 842 году был разграблен Кентовик, один из главных торговых портов Каролингов (не сохранился в наше время) в Па-де-Кале.
То же самое касалось больших речных городов с выходом в море: Руан разграбили в 841 году, Нант был взят в 843 году (епископа предали смерти прямо в городском соборе), а Париж был впервые осажден в 845 году. Изначально угроза для Запада носила сезонный характер: викинги выходили в море в теплую погоду и возвращались обратно в конце лета. Тем не менее со временем они начали оставаться зимовать на прибрежных и речных островах (опустевший монастырь Нуармутье превратился в базу викингов), а угроза стала постоянной. Люди тех времен называли большинство викингов «данами» (датчанами), но у нас нет доказательств того, что это отражает их настоящее происхождение.
В период разделения трех главных скандинавских народов норвежцы и шведы участвовали в одиссее викингов не меньше, чем датчане. Именно норвежцы после визита н крайний север Великобритании и шотландские острова достигли Ирландии, где основали в 841 году поселение на месте будущего Дублина. В своих путешествиях они заходили дальше на север в Белое море и на запад к атлантическим островам. Около 860 года Исландия, где уже жили ирландские отшельники, была открыта скандинавами (они, без сомнения, шли через Фарерские острова), которые начали колонизировать ее с 870 года.
В Великобритании, где в тот момент не было единого королевства, викинги выкроили себе княжества между территорией существовавших государств. В 865 году они высадились на острове Танет (сегодня он стал частью суши) на восточной оконечности Кента и за несколько лет покорили королевства Восточная Англия и Нортумбрия. В 876 году лидер северян основал королевство Йорк, которое стало центром нормандской Англии.
Уэссекс остался единственным англосакским королевством, у которого был король, юный Альфред: он разгромил викингов в битве при Ашдауне в 871 году, а затем одержал еще одну победу при Эдингтоне в 878 году. В результате страна поделилась на королевство Альфреда Великого и Денло (область датского права), то есть земли викингов. В 844 году два предводителя викингов направились с базы на Луаре в Средиземное море с 52 кораблями.
Обновление элиты
После нападения на Лиссабон и Кадис их все же выдворили из Испании, но они принялись за южное побережье современной Франции и дошли до Италии, где разграбили Пизу и Фьезоле перед возвращением на базу в Нанте. Другие скандинавы, варяги, выходили из Балтийского моря в реки, которые открывали им дорогу на юг, прежде всего Днепр и Волгу. В 839 году они дошли до Черного моря, а затем Константинополя (он был осажден в 860 году) и Каспийского моря (864 год).
С чем связана эта экспансия викингов в IX веке? Историки связывают ее с усилением в скандинавском мире новой аристократии и династий, которые стремились утвердить свою власть в ущерб традиционным вождям. Таким образом, проигравшие в этом обновлении элит скандинавы пытались с помощью дальних рейдов скомпенсировать потерянную власть, престиж и богатства.
Было бы неправильно считать, что на Западе ничего не слышали о северных народах до налетов викингов. В конце VII и в VIII веке европейские купцы и мореплаватели возили серебро, вино и оружие в Скандинавию, вызвав тем самым немалый интерес у северян. Тем оставалось лишь пройти по маршруту в обратном направлении, чтобы заполучить богатства у их источника. Кроме того, именно западные моряки познакомили скандинавов с квадратными парусами, которые позволили их кораблям (вопреки стереотипам, не все они были драккарами) получить небывалую скорость и маневренность.
После поражения от Альфреда Великого в 878 году датский король Гутрум принял крещение и стал править Восточной Англией. Похожая ситуация сложилась в Нормандии. В 911 году король из династии Каролингов Карл Простоватый вынудил предводителя викингов Роллона снять осаду с Парижа, а затем подписал с ним Сен-Клер-сюр-Эптский договор, по которому северянам отходили низовья Сены с Руаном, Эвре и Лизье. В обмен те признавали себя вассалами Западно-Франкского королевства, а принявший христианство Роллон получил титул графа Нормандии.
Работа миссионеров
Это было прелюдией к формированию герцогства Нормандия, а среди потомков Роллона был небезызвестный Вильгельм Завоеватель. Около 960 года датский король Харальд Синезубый принял христианство. В 994 году также поступил норвежский король Олаф Трюггвасон. В 999 году Исландия (там не было короля) единогласно обратилась в христианство по решению местного парламента. В 1008 году наступил черед шведского короля Олафа Шетконунга. В 1014 году норвежский король Олаф Харальдссон принял крещение (в Руане) и сделал христианство официальной религией своего королевства.
По археологическим свидетельствам, христианская культура частично проникла в Скандинавию через миссионеров и торговые связи. Христианизация северных стран стала результатом сложного процесса, шедших сверху инициатив и народных ожиданий. В XI веке Нормандия написала собственную историю, когда Вильгельм Завоеватель захватил Англию после битвы при Гастингсе (1066). Как бы то ни было, авантюра викингов подошла к концу. В силу политических и религиозных преобразований скандинавские страны постепенно стали частью остальной христианской Европы.
Грабители и торговцы
Но кем были викинги в первую очередь? Пиратами, как следует из сложившихся у нас представлений? Или же купцами, которые были вынуждены пускать в ход силу из-за обстоятельств, но в основном занимались торговлей? Вторая гипотеза сегодня продвигается в работах ученых, которые стремятся очистить имя викингов от традиционных обвинений в варварстве.
Как бы то ни было, все летописи тех времен подчеркивают ужас при появлении северян на побережье Великобритании и континента. Нападение на церкви, грабеж имущества, увод скота, похищения, изнасилования, поджоги… Список устроенных викингами бедствий получится длинным. Неподалеку от Руанского собора были найдены следы пепелища середины XI века с углями, раскаленными камнями и оплавленным свинцом, оставшимся от кровли находившейся к северу от храма церкви.
Все это точно соответствует записанному в анналах нападению и пожару 841 года. В скандинавских некрополях археологи обнаружили огромное множество остатков священных урн, ковчегов, переплетов и прочих литургических предметов, которые явно были частью добычи северных воинов. Те, разумеется, могли в зависимости от места и ситуации превратиться в купцов, если это было в их интересах. «Зачастую одни и те же люди могли воевать в одном месте и торговать в другом, делать и то, и другое за одну экспедицию», — пишет историк Жан Рено (Jean Renaud).
Они доплыли до Америки
В некоторых средневековых рукописях и скандинавских сагах говорится о том, что северные мореплаватели достигли после долгого путешествия новой земли, которую назвали Винландом. Получается, викинги открыли Америку в XI веке, почти за пять столетий до Колумба? Несколько археологических находок в Гренландии подтверждают существование экспедиций с острова в направлении Северной Америки: индейская стрела из кварца, гробы из лиственницы, которая, возможно была привезена с Лабрадора.
Кроме того, археологи обнаружили на североамериканском побережье предметы скандинавского происхождения: бронзовые весы на острове Элсмир, кусочек расплавленного железа и бронзовый тигель на острове Девон, деревянную статуэтку на острове Баффинова земля, серебряную монету в Мэне. В XIX веке увлеченным ученым хотелось видеть в Северной Америке свидетельства присутствия викингов, но современные специалисты доказали, что те не имеют никакого отношения к скандинавам или же попросту являются фальшивками.
Единственное научно подтвержденное доказательство находится в Л'Анс-о-Медоуз, на севере канадской провинции Ньюфаундленд. В 1960 году один норвежский археолог обнаружил там остатки скандинавского поселения, которое было основано около 1 000 года. Возможно, речь идет о колонии Лейфа Эрикссона, сына знаменитого Эрика Рыжего.
Северные саги повествуют о том, как тот прибыл в 980 году из Исландии в Гренландию и основал там первое поселение викингов Братталид, где также была построена церковь. 15 лет спустя его сын Лейф взял курс на запад, посетив Баффинову землю, Лабрадор и Ньюфаундленд. Мы мало что можем сказать о реальности путешествий Эрика Рыжего и Лейфа Эрикссона, тем более что саги об их похождения датируются XIII веком и сильно романтизированы.
В 2016 году обнаружение на южной оконечности Ньюфаундленда кузницы и фундаментов, напоминающих те, что существуют в Л'Анс-о-Медоуз, стало еще одним подтверждением пребывания викингов в Северной Америке.
Плохиши Кена Фоллетта
Рассказ об истории Англии конца IX — начала Х века невозможен без упоминания викингов. В новом романе Кена Фоллетта (Ken Follet), который он представляет как приквел к прославившим его «Столпам земли» (15 миллионов проданных экземпляров по всему миру), все начинается с нападения скандинавских воинов на прибрежную деревушку на юго-востоке Англии. Налетчиков ведут за собой «12 мужчин высокого роста и две женщины ужасного вида, одетые в кожу, вооруженные копьями и топорами».
После сожжения поселения и расправы над его жителями налетчики отправляются на другой берег Ла-Манша, в Нормандию, чтобы продать награбленное (в том числе обращенных в рабство девушек). Страх перед набегами викингов стал одной из главных тем новой книги валлийского писателя «Вечер и утро» (The Evening and the Morning), которая представляется одним из самых значимых литературных событий осени.
Редкие свидетельства во Франции
Викинги появились в Западно-Франкском королевстве в начале Х века и провели множество экспедиций на территории современной Франции с 820 по 915 год: Нуармутье, Руан, Нант, Тулуза, Париж, Бордо, Периге, Бове, Анже, Тур, Блуа, Амьен, Ангулем, Лимож, Орлеан, Аррас, Суассон, Мо, Сен-Ло, Ландевеннек… Париж четыре раз был в осаде, но так и не попал в руки северянам. В Х веке оседлые викинги получили Нормандию в обмен на то, что стали вассалами короля Западной-Франкии.
Тем не менее викинги мало что оставили после себя во Франции. В Бретани помимо гробницы на острове Груа существует лагерь Перан, который представляет собой фортификацию овальной формы с двумя стенами. Камни внутренней (она более высокая) превратились в стекло в результате пожара. Галльский лагерь Перан послужил укрытием для викингов, как показали проведенные там археологические раскопки в 1980-х годах. Кстати говоря, углеродный анализ показал, что пожар произошел примерно в 915 году. Неподалеку оттуда в Сен-Сюльяке при отливе можно увидеть каменный фундамент, предположительно, римского форта, который могли занимать викинги с 900 по 950 год.
В Нормандии стоит отметить обнаруженную в Питре гробницу, где лежала пара бронзовых застежек второй половины IX века в форме черепашьего панциря. Неподалеку от Эльбефа были найдены фрагменты серебряных слитков, а также английских и франкских монет: это сокровище было спрятано около 890 года прибывшим из Восточной Англии викингом. На дне Сены у Руана было найдено оружие и языческая символика в виде молота Тора. Другие следы присутствия викингов в Нормандии скрываются только в топонимах: Санвик (район Гавра), Ла-Аг, Дьепп, Трувиль, Ульгат — у всех них скандинавские корни. То же самое касается и некоторых фамилий: Анкетиль, Осмон, Озуф, Тутен, Тюрго, Тюрке.