Ни одна гонка не выиграна, пока все не добежали до финишной линии — и иногда выигрывают те, кто вообще не был в лидерах. Что касается гонки вокруг вакцины против коронавируса, сейчас ситуация выглядит так, будто неожиданный победитель родом из России. Ведь в то время, как фармацевтические компании из США, Германии и Великобритании только начинают заключительные исследования об эффективности своих вакцин, медработникам и чиновникам в Москве, по данным СМИ, уже предлагают получить иммунитет. Его дает вакцина от коронавируса, разработанная в московском Институте имени Гамалеи. Как отмечают в правительственных кругах, в среду вакцина должна получить разрешение. Более 20 стран якобы уже проявили интерес к препарату. Что это за вакцина, которая внезапно первой выходит на финишную прямую?
В действительности о вакцине Gam-COVID-Vac Lyo пока мало известно. Есть только косвенная информация. Исследователи московского Института имени Гамалея разработали вакцину на основе современного, но не абсолютно нового концепта — генетическая информация о коронавирусе упаковывается в своего рода Троянского коня и вводится в организм, чтобы там вызвать иммунный ответ. На профессиональном языке такие вакцины называются векторными. В качестве вектора используются вирусы, но такие, которые не вызывают у человека заболевание. Зачастую используются так называемые аденовирусы — например, как в вакцине против коронавируса китайского производителя CanSino Biologics, которая в Китае уже получила ограниченное разрешение для военных. Такая же ситуация и с вакциной Gam-COVID-Vac Lyo, которая содержит два разных аденовируса.
В случае с российской вакциной речь не идет о так называемом вирусологическом прорыве, процесс скорее рутинный. Тем более примечательно, что в отличие от большинства других вакцин от коронавируса, пока еще не были опубликованы точные данные. Мы имеем только общие данные о первых испытаниях российской образцовой вакцины. Из регистрации исследования известно, что вакцина была испытана на 38 полностью здоровых людях. Испытания проходили на переносимость вакцины и измеримую реакцию организма на препарат. По данным СМИ, они прошли успешно и без малейших побочных эффектов. Однако заключительное исследование об эффективности пока не проводилось. Оно должно состояться только после допуска вакцины на рынок, что выглядит как необычная последовательность. Обычно до получения разрешения должны быть завершены и оценены все исследования, причем на потенциальных пациентах-людях, а не на животных.
Однако это не обязательно означает, что вакцина не работает. «Я не думаю, что эта вакцина лучше или хуже других кандидатов», — говорит Штефан Бекер из Университета Марбурга. Вирусолог исходит из того, что большая часть разработанных сейчас вакцин будет обладать эффективностью, хотя неизвестно, будет ли она стопроцентой: «То, что вакцина полностью защищает, то есть предотвращает инфицирование, это скорее исключение», — считает эксперт. Будет сложно найти вакцину, которая, несмотря на наличие инфекции, сможет предотвратить тяжелое течение коронавируса. В утверждение, что у российской вакцины нет побочных эффектов, эксперт не верит. «Вакцина абсолютно без побочных эффектов — такое бывает очень и очень редко», — говорит вирусолог. Как правило, вакцины вызывают как минимум такие реакции, как покраснение в месте вакцинации или небольшое повышение температуры тела. Сколь ни неприятно это может быть, такая реакция указывает на действенность вакцины.
Помимо этих легких побочных эффектов, при использовании вакцины с человеческими аденовирусами, могут возникать и другие, более серьезные и совсем уж нежелательные воздействия. «Эти вакцины имеют тот недостаток, что может возникнуть иммунная реакция против векторного вируса», — объясняет вирусолог Бекер. Соответственно, труднее определить степень безопасности препарата. При некоторых обстоятельствах возникает ситуация, когда вакцина как бы «помогает» тому самому заражению, от которого призвана защищать. Часть проблемы можно решить, используя другие векторные вирусы, которые обычно просто несвойственны человеческому организму — например, аденовирусы от шимпанзе. Одну из таких вакцин развили против коронавируса исследователи из Оксфордского университета. Она также на финальной стадии клинического исследования. Результаты могут быть получены осенью. Но и об этой вакцине нельзя с точностью сказать, защищает ли она — и если да, то насколько надежно.