Встреча и без того обещала быть насыщенной, но отравление Алексея Навального и ситуация в Белоруссии еще больше продлили ее. Приняв 20 августа канцера ФРГ Ангелу Меркель в Брегансоне (годом ранее этой чести удостоился президент России Владимир Путин), Эммануэль Макрон поставил перед собой главную цель: подтвердить растущее сближение двух стран как внутри Европейского союза, так и во внешней политике. Конфронтация с Турцией на востоке Средиземноморья и план восстановления европейской экономики значились в числе приоритетных вопросов.
В ходе публичного выступления незадолго до ужина с участием делегаций оба лидера сделали похожие заявления в поддержку единой Европы, ее суверенитета и конкурентоспособности. Они выразили впечатляющее единство по-настоящему политической природы. Это коснулось, например, противостояния народного движения с непреклонностью режима в Белоруссии и трагического происшествия с Алексеем Навальным, самым популярным оппозиционером России.
Близость Франции и Германии тем значительнее, что попытка Эммануэля Макрона начать стратегический диалог с Владимиром Путиным летом 2019 года вызвала раздражение в Берлине из-за отсутствия изначальной договоренности. На этот раз обе страны действуют сообща.
Помощь Навальному
Утренняя новость об экстренной госпитализации в Омске российского оппозиционера Алексея Навального привела в движение дипломатов в Париже и Берлине. Обе страны выразили готовность принять Навального с семьей на своей территории. «Имеющиеся у нас в настоящий момент новости очень тревожны, — подчеркнул Эммануэль Макрон. — Мы, разумеется, готовы предоставить всю необходимую помощь Алексею Навальному и его близким в санитарном плане, а также с точки зрения убежища и защиты».
Первые шаги в этом направлении были предприняты французским посольством в Москве в четверг днем. Главный советник оппозиционера Леонид Волков в свою очередь сообщил «Монд», что к ним за несколько часов поступили аналогичные предложения от других европейских стран, в частности Германии. В окружении Навального ждут, что скажут врачи омской больницы, куда его экстренно поместили. Ранее днем пресс-секретарь Владимира Путин Дмитрий Песков подчеркнул, что Кремль не станет возражать против этого.
Европа готова внести вклад в диалог в Белоруссии
«Мы ждем в первую очередь открытого диалога, поскольку убеждены, что в этом вопросе на кону стоит стабильность и возможность отношений между Европейским союзом и Россией, — сказал Эммануэль Макрон. — Мы не хотим повторения того, что было в предыдущие годы, в частности на Украине».
Речь идет об очень важном моменте, который французский лидер подчеркнул и в беседе с Владимиром Путиным. Эти слова должны стать противовесом для российских обвинений (их активно распространяют государственные СМИ) о том, что Запад якобы вновь пытается подчинить себе постсоветскую республику. Сам Александр Лукашенко активно напирает на это, чтобы заручиться поддержкой России и превратить кризис в чисто геополитический вопрос.
Европейцы выступают за демократический переходный процесс в Белоруссии с опорой на диалог между властью и оппозицией. Тем не менее этот сценарий, напоминающий события 1989 года в Польше (это позволило провести первые свободные выборы в стране), никак не вяжется с тем, что назревает в стране. В четверг по требованию президента белорусская генпрокуратура возбудила против недавно созданного координационного совета оппозиции дело по обвинению в попытке государственного переворота. «Пока Александр Лукашенко не захотел говорить ни с кем из нас», — отметила Ангела Меркель.
Канцлер ФРГ и президент Франции подтвердили, что европейцы предложили Москве посредничество ОБСЕ, в которую входят Россия и Белоруссия. «Могу сказать, что президент Путин положительно ответил на наше предложение, — подчеркнул Эммануэль Макрон. — По его словам, несогласие сейчас выражает президент Лукашенко». Как бы то ни было, единственным способом подтвердить искренность Владимира Путина может лишь реальное давление на белорусского лидера в пользу компромисса. Но пока его не заметно.