Сто лет назад Германия едва не пошла по коммунистическому пути. В августе 1920 года Красная Армия под командованием Михаила Тухачевского и Семена Буденного пробивалась от Киева на Запад, на протяжении нескольких сотен километров не встречая практически никакого сопротивления со стороны армии недавно возродившегося польского государства. Последними оборонительными рубежами были Варшава и Висла. Если бы они пали, то, по расчетам Ленина, Красной Армии открылась бы прямая дорога до самой Германии. А там рабочий класс, терпевший угнетения в кайзеровской Германии и Веймарской республике и деморализованный поражением в Первой мировой войне и многомесячным голодом, поддержал бы бойцов Красной Армии как освободителей — и в Германии началась бы коммунистическая революция.
Пилсудский проигнорировал французских военных советников и пошел в контрнаступление
Но потом произошло «чудо на Висле», которое поляки до сих пор празднуют с большой гордостью. Польский лидер Юзеф Пилсудский (Józef Piłsudski) остановил продвижение Красной Армии в ходе 12-дневного сражение за Варшаву (13-25 августа 1920 года). Вопреки рекомендациям своих французских военных советников, он начал отчаянное контрнаступление. Польша гордится тем, что стала единственной страной, сумевшей победить Советский Союз на поле боя.
Страна так и называет себя: «Внешняя стена христианства», спасшая христианский Запад, оказав героическое сопротивление варварам с Востока. В 1683 году король Ян Собеский (Jan Sobieski) остановил на подступах к Вене турецкое войско и спас Европу от исламизации. В 1920-м Пулсудский спас Европу от Красной Армии. В 1989-м профсоюз «Солидарность» спас сначала Польшу, а потом всю Центральную Европу от диктатуры.
Надо сказать, что поляки в этот юбилейный год ощущают не только гордость, но и привкус горечи. Почему соседи на Западе, в первую очередь немцы, сто лет спустя совершено не интересуются тем, что тогда произошло? Почему не проявляют никакой благодарности?
Впрочем, Польшу демонстративно поддержали США: на юбилейные торжества прибыл госсекретарь Майк Помпео.
Чудо? Вначале это слово звучало как насмешка
Как и многие исторические легенды, «чудо на Висле» при ближайшем рассмотрении нельзя назвать таковым. Одновременно напрашиваются параллели между тогдашними событиями в Польше и нынешней борьбой за свободу в Белоруссии, а также уже успешно завершившейся борьбой на Украине. Карта страны, на территории которой состоялось сражение, сформировалась отчасти именно вследствие польско-советской войны.
Примечательно, что изначально выражение «чудо на Висле» было насмешкой. Пилсудскому скорее повезло, чем хватило умения, утверждали национал-демократы во главе с Романом Дмовским (Roman Dmowski). По их мнению, Пилсудский безответственно пошел на отчаянный шаг и подверг опасности свою собственную концепцию создания польского государства как многонациональной республики от Балтийского до Черного моря. При этом сами национал-демократы настаивали та том, чтобы другие народы, жившие в стране (евреи, литовцы, белорусы, украинцы и другие меньшинства), «полонизировались» — или они должны были исчезнуть.
Матерь Божья как спасительница: ее появление испугало Красную Армию
Впрочем, в конечном итоге укоренилось положительное значение «чуда на Висле» — в частности, благодаря церкви. По мнению религиозных поляков, чудо стало возможным благодаря Матери Божьей. Во время битвы за Радзымин 15 августа, в день Вознесения Девы Марии, она появилась над полем боя на огненном облаке, наводя ужас на красноармейцев.
Вот как в контексте почти забытой войны звучат конфликты, до сих пор влияющие на Европу. Должны ли государства быть этнически гомогенными или многонациональными? Должны ли они иметь лишь одну религию или быть многоконфессиональными? Или вовсе светскими? Где пролегает граница между Западом и Востоком, могут ли они переплетаться или даже полностью примириться?
Передел Центральной Европы: империи превращаются в национальные государства
Десятка с лишним государств, которые сейчас присутствуют на карте Центральной и Восточной Европы, в 1918 году еще не было. Тогда на этой территории господствовали три империи: царская Россия, кайзеровская Германия (а до нее Пруссия) и монархия Габсбургов. Именно они в 1772-1795 годах поделили между собой польско-литовскую республику, раскинувшуюся от Балтийского до Черного моря. Но ни одной из трех монархий не суждено было пережить Первую мировую войну, и появился шанс на возрождение польского государства в былых границах.
Впрочем, это пришлось по вкусу далеко не всем: другие народы также стремились создать собственные государства, в первую очередь литовцы и украинцы, жившие в регионах, на которые претендовала Польша. Впрочем, они были не в силах противостоять легионам Пилсудского, сражавшимся еще на фронтах Первой мировой войны. Кроме того, у них имелись и другие враги, из которых главным был Советский Союз, возникший на месте царской России.
Красная Армия была ослаблена, но все еще достаточно сильна для того, чтобы победить «белых» в ходе гражданской войны и подавить других «отщепенцев», в частности, войска Семена Петлюры на западе Украины.
Более слабым пришлось выбирать между Польшей и СССР
Единственным серьезным противником была Польша. Всем остальным пришлось делать выбор между Лениным и Пилсудским, рискуя быть объявленными одной из сторон «предателями» и при первой же возможности понести наказание за это. Многочисленное еврейское население стало жертвой целой волны погромов.
Ленин и Пилсудский, пытаясь создать коалицию, недооценили один момент: национальное ощущение подвергшихся нападению и их готовность объединиться, несмотря на идеологические противоречия, когда возникла опасность для их родины.
Вместо обороны — контратака быстрой кавалерии
Сначала Пилсудский одерживал победы, захватив Львов (теперь — территория Украины), Вильну (теперь — территория Литвы) и Минск (теперь — территория Белоруссии) и практически воссоздав Польшу в ее былых границах. При этом военные операции проходили совсем иначе, чем еще недавно — во время Первой мировой. Это было связано с недостатком солдат и боеприпасов. Там, где раньше в окопах сидели миллионы бойцов, теперь в бой отправлялась быстрая кавалерия всего из нескольких десятков тысяч солдат. Более того, многим не хватало оружия.
После победы над Петлюрой Пилсудский в мае 1920 года решился на поход на Киев, который контролировала советская армия. При этом он вновь проигнорировал мнение своих военных советников из Франции, которая поддерживала Польшу в борьбе с набиравшей силу Германией. Тогдашний исторический контекст описал немецкий историк Штефан Ленштедт (Stephan Lehnstaedt) в своей книге «Забытая победа. Польско-советская война 1919-1923 годов и возникновение современной Восточной Европы».
Киев захватили на трамвае. За этим последовало отступление — по сути, бегство
Польские войска почти не встречали сопротивления на своем пути. Солдаты передового отряда сели на трамвай на окраине Киева и захватили его. Красная Армия ретировалась на восточный берег Днепра. Впервые за 250 лет Киев оказался под контролем Польши. Украинцы, однако, действовали нерешительно и отказались выступить на стороне Пилсудского против Советов.
Вскоре у поляков появились проблемы со снабжением: ведь они находились в 780 километрах от Варшавы, имея лишь ограниченное количество солдат. Линия фронта между Польшей и Россией растянулся на 1000 километров. Пилсудский имел в своем распоряжении всего около 300 тысяч бойцов и очень рисковал попасть в окружение и лишиться возможностей для отступления.
Позднее Пилсудский признал, что прорыв к Киеву был ошибкой. Отступление поляков было скорее похоже на бегство. Возможность закрепиться представилась на берегах Вислы. В Варшаве стремительное продвижение Красной Армии вызвало панику. Дипломатический корпус эвакуировали в Познань. Граждане в массовом порядке записывались в добровольцы и шли копать окопы. Разные политические лагеря объединились и предоставили Пилсудскому карт-бланш.
Рижский мир: Польша продвинулась за Восток дальше, чем находится сейчас, — на территорию нынешней Белоруссии
Он отверг совет привычных к окопной войне французов сконцентрироваться на обороне и приказал своей кавалерии пересечь Вислу к юго-востоку от столицы и атаковать советские части с фланга. И этот план увенчался успехом — Красную Армию удалось отбросить назад.
В октябре 1920 года в Риге был подписан мирный договор. Литва стала республикой, нынешняя столица которой — Вильна — осталась польской. Белоруссия и Украина вошли в состав СССР, а их западные границы находились на 300 километров восточнее нынешних. Территории на западе нынешних Белоруссии и Украины принадлежали Польше до тех пор, пока Гитлер и Сталин в 1939 году не поделили ее заново. Теперь эти бывшие польские регионы наряду с нынешними столицами Киевом и Минском стали центрами сопротивления против фальсификации результатов выборов и давления на Белоруссию со стороны Путина. Одним из таких центров является, к примеру, город Гродно.