Создается впечатление, будто европейская элита носит дизайнерскую одежду, ходят с сумками люкс-брендов, ест стейки и фуа-гра в ресторанах со звездами Мишлен, где элегантные леди держат в руках бокалы с вином Лафит… И только приехав в Европу и начав там жить и работать, познакомившись с людьми разных социальных прослоек, мне по-настоящему открылась реальная жизнь европейцев. Можно сказать, что реальная европейская потребительская концепция полностью разрушает это представление. Здесь, вне зависимости от того, богатый ты или бедный, умение экономить деньги — это прекрасное качество.
Летние распродажи — это важный момент
Когда впервые приехал в Европу из Китая, к этому готов я не был. В феврале в Брюсселе каждый день шел дождь, и он сопровождался сильным порывистым ветром. Глядя на прохожих в непромокаемых куртках и ветровках, я тоже побежал в магазин, намереваясь купить себе такую же, однако увидев цену в 200 евро и умножив ее на обменный курс по отношению к юаню, я действительно ненадолго «завис». Друзья из местных рассказали мне, что европейцы, как правило, очень редко покупают вещи по обычным ценам. Людям нравится ждать начала сезона скидок, чтобы сделать покупки, особенно ждут летних распродаж, когда стоимость на товары ощутимо меньше. Многие европейцы используют эту возможность, чтобы купить нужные вещи на будущий год. Я также пробежал глазами сообщения СМИ, в которых говорилось, что сезон летних скидок — это единственный период в году, когда продавцам разрешается продавать товар ниже себестоимости.
Из-за эпидемии летний сезон скидок в Бельгии в этом году начался позже обычного: официальное начало было 1 августа, и длится он всего один месяц. Первый день сезона скидок выпал на субботу, и я приехал пораньше. В магазинах повсюду висели таблички «Скидка 30%, 50% и 70%», которые невольно всегда вызывают у людей волнение. В итоге я купил две вещи от известного европейского уличного бренда со скидкой в 70%, и было ощущение, словно я получил деньги, а не потратил. Когда я уходил, количество покупателей в магазинах постепенно становилось больше, и перед примерочными выстроилась длинная очередь. Я начал сожалеть о том, что купил так мало, но поскольку сейчас бельгийское правительство требует 30-минутное ограничение на шопинг для каждого человека, у меня действительно не было времени, чтобы выбрать еще несколько вещей. После покупок я перекинулся парой слов с продавщицей, которая курила у входа. Она сказала мне, что выручка за один месяц сезона летних скидок может составлять более 40% от годового объема продаж. В этом году из-за эпидемии магазины были закрыты с марта по май, поэтому в нынешнем летнем сезоне скидки еще больше, поскольку продавцы надеются реализовать ожидаемый объем продаж за год.
После этого я также пошел в обувной магазин. Молодая мама купила своему ребенку по две пары обуви каждого размера с 25 до 28. У нее с собой была большая сумка и тележка на колесиках. Заметив мое изумление, она сказала, что дети растут очень быстро, а приобретать одежду и обувь без скидок дорого. Воспользовавшись распродажей, можно закупиться на весь год и очень сильно сэкономить. «Ежегодный летний сезон скидок — важный момент жизни. Я всегда подстраиваю время отпуска под сезоны скидок, особенно те несколько первых дней распродаж, потому что потом не все размеры и фасоны будут в наличии».
Одежда из секонд-хенда, продаваемая на вес
Я помню, как однажды, гуляя по магазинам, я нашел один очень хороший магазин одежды. Вся одежда там была очень красивая, и цены очень низкие, но одно было очень странно: в одном фасоне и размере предмет одежды был только один. Спросив, я узнал, что это магазин секонд-хенда: качественная брендовая одежда в хорошем состоянии стоит всего 10-30 евро, а обычная одежда продается на вес — по 15-30 евро за килограмм. К тому же все покупатели — это молодые люди. Позже я разговаривал на эту тему с дочерью арендодателя, девушкой, которой нет 30 лет. Она — юрист и хорошо зарабатывает. Девушка сказала мне, что тоже часто покупает одежду в секонд-хендах, потому что, по ее мнению, она является экологически безопасной и дешевой, так почему бы ее не купить?
В жизни европейцев к подержанным вещам вообще не относятся предвзято, напротив, они являются синонимом защиты окружающей среды и экономии. К тому же, с французского языка подержанные вещи дословно переводятся как «вещи, ожидающие удобного случая», то есть, покупая такие вещи, вы используете удобный случай, чтобы сэкономить. В Европе родители редко приобретают новые детские коляски: покупать бывшие у одной, двух или даже трех семей коляски — это нормально; бизнес у букинистов обычно идет намного лучше, чем у книжных магазинов, продающих новые книги; подержанные автомобили за несколько тысяч евро продаются намного быстрее, чем новые; а прогулки по блошиным рынкам, где продают подержанные товары, — это излюбленный вид досуга европейцев.
В мае я пошел в супермаркет за продуктами, и поскольку из-за эпидемии поток людей в магазине был ограничен, перед дверьми выстроились очереди. Стоящая передо мной бельгийка в возрасте 60-70 лет начала разговор. Она сказала мне: «Пока мы стоим, вам стоит загрузить мобильное приложение для этого супермаркета и заполнить анкету, чтобы стать участником клуба покупателей». Она открыла приложение на своем мобильном телефоне и показала его мне: «Посмотрите, для зарегистрированных участников очень много скидок. Например, эти спагетти: обычная цена составляет 1,5 евро, но если владелец приложения купит три пачки, то получит скидку 30%. Став участником, супермаркет каждые две недели будет присылать вам рекламное объявление о последних скидках, и так вы можете спланировать шопинг и сэкономить много денег». Тогда мне вспомнилось, что каждый раз расплачиваясь на кассе, я всегда обнаруживал, что покупатели передо мной держат в руках какие-то разноцветные бумажки. Оказалось, что это были купоны на скидку, вырезанные из газет или распечатанные из Интернета. Такие купоны на скидку есть во многих странах Европы, вдобавок они универсальны по всей стране и очень удобны в использовании.
Экономный образ жизни — это традиция
В Европе существует одна концепция: подсчитывать траты на жизнь. Жизненные принципы энергосбережения и органичности также являются общей целью европейцев. Еще в XV веке в Европе прочно пустили корни идеи трудолюбия и бережливости. В начале XIX века в немецких школах начали делать упор на воспитании в учениках бережливости. Точно так же, как во Франции, Нидерландах и Швейцарии, их предки начинали крестьянами. Эти люди прошли путь от бедности к богатству и постепенно прививали будущим поколениям достоинства прагматичного труда и предусмотрительности.
Во Франции говорят: «Самый эффективный способ быть бережливым — это покупать вещи, которые используются в полной мере и стоят своих денег». Европейцы всегда придерживались традиции бережливости. С их точки зрения, расточительство — это очевидная демонстрация некультурности. Например, во время еды, закончив блюдо, европейцы часто собирают остатки подливки или бульона при помощи хлеба. Считается невежливым, если после трапезы на тарелке осталось много еды. Даже в европейских королевских семьях бережливость — традиция. Например, в семье бельгийского короля несколько детей, и после того, как старшим детям одежда становится мала, ее донашивают младшие дети. Репортеры, фотографируя детей с разницей в несколько лет, часто обнаруживают, что один и тот же предмет одежды уже одет на другом маленьком принце или принцессе.