Когда пандемия угрожает мировому статусу-кво, в США ширятся беспорядки и вообще американские силы слабеют, многие задаются вопросом, как разбудить спящего исполина — Европу? Европа действительно — исполин. У нее крупнейшая экономика в мире, 450 миллионов человек, а на оборонные расходы она тратит почти столько же, сколько Россия. Тогда почему же «исполин» не пробуждается? Почему еще не начался «европейский век»?
Сегодня мы поговорим на эту тему, подумаем над тем, кто хочет этого европейского «пробуждения» и какие интересы преследует. Начиная разговор об этом, давайте вспомни одну мудрость индейцев навахо, которая гласит: «Труднее всего разбудить того, кто притворяется спящим».
Конечно, нельзя говорить, что в Европе не заметны тенденции к подъему и «европейскому веку». Но европейский континент не может избавиться от таких проблем, как институциональная недостаточность, ограничения и кризисы, включая кризис идентичности. Говоря о «сильной Европе», мы чаще всего имеем в виду ее ведущих членов, а не Европу (или Европейский Союз) как мощный коллектив.
Однако все ее сильные члены сегодня больше не выглядят сильными сами по себе. Например, Великобритания, которая больше не входит в состав Европейского Союза, может стать крайне маргинальной державой, хотя в прошлом была великой. Теперь же ей, чтобы выжить, придется подстраиваться и под Вашингтон, и под Брюссель.
Франция, пожалуй, — единственная европейская держава, которая еще проявляет желание лидировать, однако трудно сказать, готов ли кто-то поддержать это устремление за пределами Франции. Вероятно, нет, и уже поэтому ее желание не исполнится.
Германия, которая является крупнейшей экономикой Европейского Союза, упорно отказывается брать на себя «ведущую роль». Хотя на самом деле Германия уже играет эту ведущую роль, предпочитая, однако, этого не признавать, чтобы нервировать европейские экономики поменьше. Что касается исключительно политического лидерства, то Германия еще более решительно отказывается от этой роли, и на самом деле это понятно. Эта роль навредила бы ее экономике, а для Германии она стоит на первом месте.
Все американские призывы к «европейскому пробуждению» не до конца искренны. Я бы даже сказал, что в них нет ни капли искренности. Европа научилась жить между Америкой и Востоком и сама не хочет менять положение, к которому привыкла. Тем самым Европа способствует американскому ослаблению, а также еще больше американскому давлению, ведь США хотят, чтобы Европа стала «новой Америкой», которая будет вмешиваться в потенциально пагубные ситуации по всему миру (и на собственных границах!).
Уже даже немного скучно наблюдать за тем, как американские делегации во главе с Госсекретарем Майком Помпео беспрестанно ездят по европейским странам и без всякой оригинальности требуют только одного — изолируйте Россию, изолируйте Китай!
Насколько это важно для Вашингтона, подтверждает то, что Помпео никого не пропускает и посещает даже малые страны-члены Европейского Союза. Так, десять дней назад он побывал в Словении, куда приезжал, чтобы объяснить властям в Любляне: они должны отказаться от услуг «подозрительных компаний» при внедрении сетей 5G, и в первую очередь Помпео подразумевал Huawei.
Как поступит Словения (или Хорватия, чтобы никто не заблуждался)? Была подписана декларация, которая, как говорится в ее тексте, «призвана защитить частную жизнь и свободы граждан Соединенных Штатов и Словении». Иными словами, Словения обещала, что не позволит себе сотрудничества с китайскими телекоммуникационными структурами. «Вы должны, как и раньше, пресекать китайские попытки навязать экономическое и политическое влияние в вашей стране», — заявил Помпео в беседе со словенским руководством. Словенцы, как и вся Европа, понимают, что как раз сам Помпео и оказывает это «экономическое и политическое давление», но в данной ситуации сопротивляться бесполезно.
С течением времени американцы все отчетливее осознают, что европейцы только посмеиваются над ними, держа фигу в кармане. Так, в конце прошлого года Помпео приезжал с визитом в Италию, чтобы «пояснить» итальянцам, что Китай «ведет себя в области торговли и инвестиций хищнически» и представляет «общую угрозу для Италии и Соединенных Штатов». Тогда участники переговоров пожали друг другу руки, подписали все, что планировали подписать, и Помпео отправился дальше, в следующую европейскую страну, чтобы уже там пояснить, что из себя на самом деле представляет Китай. Помпео объезжает страны и ставит галочку напротив каждой, где провел «разъяснительную беседу». Однако, судя по всему, его лекции в ретроспективе ни к чему не приводят. Например, вчера на встрече с китайским коллегой итальянский министр иностранных дел Луиджи Ди Майо заявил, что Китай является «ключевым стратегическим партнером Италии». Прочитав это заявление, Помпео, наверное, подумал про себя: «Мы же так не договаривались!»
На протяжении десятилетий Соединенные Штаты относились к Европе как к группе стран, которые при необходимости согласятся на все, а Европа пришла к выводу, что такой подход ей ничего не стоит и что одновременно она может даже извлечь для себя выгоду. О какой выгоде для Европы идет речь? Прежде всего, это деньги. Вот, например, Германия. Американский дефицит в торговле с Германией неуклонно растет. В прошлом году Германия заработала в США 129 миллиардов долларов на товарах и услугах, а США в Германии — «всего» 60 миллиардов долларов.
На уровне Европейского Союза торговый дефицит США достигает 150 миллиардов долларов. И поэтому когда Трамп начинает требовать от союзников по НАТО немедленно увеличить оборонные расходы (иными словами, они должны закупать больше американского оружия), европейцы нервничают и протестуют.
Пока европейцы экспортируют в Америку больше, чем импортируют из нее, у них не будет причин что-то менять.
Проблема США в том, что Европа этого не хочет. Если спросить всю Европу, то выяснится, что строительство «Северного потока 2» между Россией и Германией никому не мешает (в проекте участвует множество европейских энергетических компаний), за исключением нескольких выраженно антироссийских членов на востоке ЕС. Для США это недопустимо. Американцам нужна Европа, которая сразу, еще на старте, откажется от любого сотрудничества с «режимами, попирающими права человека» (правда, США без проблем продолжат сотрудничать с Саудовской Аравией, в торговле с которой, кстати, они в профиците, и при этом даже не вспомнят о жестоком убийстве Джамаля Хашогги).
Европейский исполин пробуждается, хотя до сих пор притворялся спящим. Он пробуждается, поскольку знает, что должен и что время для сна прошло. Теперь начнется борьба за его благосклонность.