Правильным ответом здесь было бы прекращение проекта, который удваивает пропускную способность еще одного трубопровода, доставляющего природный газ из России в Европу. Похоже, что в ближайшей перспективе Меркель не изменит своей позиции, несмотря на сопротивление ключевых фигур внутри ее партии.
В чем проблема с «Северным потоком — 2»? Во-первых, это увеличило бы энергетическую зависимость Европы от Москвы. Это также позволит обойти Украину, способствуя стратегическому окружению этой страны Россией. Именно поэтому Украина, Польша и прибалтийские государства открыто выступили против этого проекта, и именно поэтому Соединенные Штаты ввели агрессивный режим санкций против компаний, участвующих в прокладке трубопровода, который завершен примерно на 94 процента. Санкции США за последние несколько месяцев, однако, помешали окончанию строительства газопровода.
Меркель последовательно защищала «Северный поток — 2» — проект, реализуемый российской государственной компанией Газпром. Этот проект продвигает и бывший канцлер Герхард Шредер, который сейчас является главой компании Nord Stream 2. В лучшем случае Меркель и другие ее сторонники, многие из которых принадлежат к левому крылу СДПГ, могут утверждать, что Россия и Европа взаимозависимы, и что Москва только навредит себе, используя трубопровод в своих политических целях.
Главный вопрос заключается в том, насколько большую роль в проекте должны играть политические соображения. Меркель недавно заявила, что отравление Навального не должно быть связано с вопросом "Северного потока — 2". Однако этот аргумент не согласуется с тем, что она сказала во время пресс-конференции с бывшим президентом Украины Петром Порошенко в 2018 году: «На наш взгляд, проект „Северный поток — 2" невозможен без ясности того, какой будет роль Украины в транзите газа». Из этого уже видно, что речь идет не только об экономическом проекте, но и о том, что, конечно, необходимо учитывать и политические факторы.
Более того, отравление диссидента нервно- паралитическим веществом «Новичок», запрещенным конвенцией по химическому оружию, представляется именно тем политическим соображением, которое необходимо принимать во внимание, особенно учитывая экстерриториальное использование этого химического вещества российским правительством.
Однако сейчас Меркель, похоже, больше обеспокоена экстерриториальными санкциями правительства США в отношении трубопровода, которые, по ее словам, являются незаконными. Она заслуживает похвалы за то, что высказалась [по поводу отравления Навального], при том, что Трамп этого не сделал. Но, несмотря на необъяснимое молчание Трампа, его администрация работала над тем, чтобы навести порядок с проблемой, связанной с заблуждениями Меркель о «Северном потоке — 2».