Михаил Саакашвили говорит, что если Грузия за 100 дней не свергнет свое «пророссийское» правительство, страна прекратит существование. Он заявляет, что в интересах Украины устранить «пророссийское правительство Грузии». А у мира появился «невообразимый шанс и обязанность» сделать это прямо сейчас, чтобы взять ситуацию под контроль.
Если 100 дней пройдут в бездействии, «процесс станет необратимым», говорит Саакашвили, который был президентом Грузии с 2004 по 2013 год. «Мы должны вытащить страну из пропасти», — подчеркивает он.
Правда, Грузия не в пропасти. Она отходит от России в экономическом, общественном и стратегическом плане. В 2019 году темпы роста ее экономики составляли ошеломляющие 5,2 процента, хотя проблема нищеты остается. За последнее десятилетие она вдвое сократила бедность в стране. Доходы на душу населения там последние пять лет уверенно растут. Она уменьшила коррупцию, сократила регулирование и упростила налогообложение. Ей предстоит еще кое-что сделать для повышения отдачи судебной системы, но она довольно уверенно продвигается в этом отношении вперед, а по темпам развития бизнеса занимает второе место в мире.
По Индексу экономической свободы фонда «Наследие» (Heritage Foundation), Грузия занимает 12-е место. Всемирный Банк называет эту страну «образцовым реформатором». Соединенные Штаты хвалят Грузию за действия ее военных в составе миссии НАТО в Афганистане. Североатлантический альянс считает Тбилиси одним из своих ближайших партнеров — настолько близким, что он разрешил Бюро кибербезопасности Министерства обороны Грузии стать полноправным членом утвержденной НАТО платформы кибербезопасности под названием MISP.
Страна делает все возможное, чтобы быть ближе к Западу, а не к России, и Саакашвили знает об этом. Так что же ему в таком случае не нравится и что он замышляет?
Наверное, оппозиционные партии ищут знакомого предводителя, ибо с учетом успехов нынешнего руководства они вряд ли вернутся к власти в ближайшее время. Как отмечает «Блумберг», Единое Национальное Движение (ЕНД — партия Саакашвили, прим. ред.) и еще 10 партий договорились поддержать кандидатуру Саакашвили в качестве руководителя их блока в том случае, если они победят на выборах 31 октября. Он говорит: «Я не собираюсь приходить к власти в результате беспорядков». А грузинский премьер-министр Георгий Гахария заявляет: «Пусть приезжает». При этом он отмечает, что избирательный процесс в стране прочен и пользуется хорошей репутацией.
Нетрудно понять, что Саакашвили, скорее всего, просто смутьян, любитель революций. Будучи президентом Грузии, он развязал совершенно ненужную драку с Россией, которая незамедлительно наказала его и всю страну.
Покинув Грузию из-за выдвинутых против него обвинений в коррупции в бытность президентом, Саакашвили облюбовал Украину, где при президенте Петре Порошенко его назначили губернатором Одесской области. В знак «благодарности», поссорившись с Порошенко, Саакашвили со скандалом покинул свой пост, чтобы создать оппозиционную по отношению к Порошенко партию. После этого он был лишен украинского гражданства — того самого, которое перед этим было ему подарено Порошенко в обход закона.
Гражданство ему восстановил нынешний президент Владимир Зеленский, также давший Саакашвили работу в правительстве. Сейчас Саакашвили в знак благодарности создает проблемы Зеленскому, вызывая раздражение у представителей власти на Украине и в Грузии. Зеленский при любой возможности подчеркивает, что Саакашвили выступает не от имени президента Украины.
К сожалению, партнером Саакашвили по созданию проблем стала организация, тесно связанная с именем американского политика, также получившего известность из-за своей скандальности и любви к бессмысленным конфликтам — Джона Маккейна.
Этот покойный сенатор-республиканец из Аризоны подрывал демократический процесс в собственной стране, пытаясь найти компромат на президента Трампа.
Маккейна больше нет, но освободившееся место занял его бывший советник по внешней политике и национальной безопасности Рэнди Шунеманн (Randy Scheunemann). Шунеманн является заместителем председателя Международного республиканского института и уполномоченным представителем «Единого национального движения» Грузии, которое выступает против власти дамы-президента Зурабишвили.
Он — доверенное лицо Саакашвили в США. И, как и в случае с Маккейном, лояльность Шунеманна кажется весьма противоречивой, если не сказать большего.
Шунеманн работал на Грузию еще до ухода из сената. При этом он же является уполномоченным лоббистом Джорджа Сороса. Вместе с юристами и ведущими сотрудниками его фонда «Открытое общество» Шунеманн участвовал в работе Седонского форума, как называют ежегодную встречу ученых, финансируемую институтом Маккейна.
Работая в аппарате Маккейна и лоббируя интересы Грузии, он добился от сенатора выдвижения четырех резолюций, которые были выгодны Грузии и другим клиентам Шунеманна, в том числе Латвии, Македонии, Румынии и Тайваню.
В последнее время Шунеманн стряпает опросы, показывающие, что грузины по-прежнему не доверяют своему правительству и страшно пессимистично настроены насчет собственной страны. У него есть контракт на четверть миллиона долларов с грузинской политической партией, которая пытается свести на нет достигнутый в Грузии прогресс.
То, что Саакашвили продолжает мутить воду, не должно никого удивлять. Это харизматичный и загадочный человек, но он показал, что не в состоянии поладить со бывшими советскими согражданами нигде: ни на Украине, ни в Грузии. Из-за взрывного темперамента и, мягко говоря, спонтанного стиля мышления этого человека советнику Буша-младшего по нацбезопасности Кондолизе Райс как-то пришлось с ним сурово поговорить. Накануне столкновения с Россией в 2008-м году она была вынуждена сказать ему, что НАТО не поддержит Грузию в войне против России.
То, что американец [Шунеманн] пытается свести на нет все усилия страны, пытающейся укрепить свободу, развить экономику, сблизиться с Западом и побороть коррупцию, — вот эта ситуация, мягко говоря, вызывает разочарование. Но это неудивительно, если вспомнить, что он ведет свое происхождение от организации Маккейна.