Все всякого сомнения, одновременный визит двух российских делегаций в Сирию несет в себе серьезный политический и экономический посыл. Сначала в Дамаск прибыл заместитель премьер-министра России Юрий Борисов, встретившийся с рядом сирийских официальных лиц, а на следующий день состоялся визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
Первый визит можно охарактеризовать как экономический, поскольку Борисов является членом так называемой Российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая занимается согласованием общих экономических и торговых проектов.
Что касается другой делегации, то ее возглавил выдающийся российский политик Сергей Лавров, который, как полагают, покинул сирийскую столицу с множеством нерешенных вопросов, среди которых конституция и политическое урегулирование. Человек, неожиданно побывавший в Дамаске впервые за восемь лет, представил сирийскому руководству множество предложений, и, возможно, пытался оказать некоторое давление с целью ускорения политического процесса. Тем не менее Асад отверг эти предложения, что подтверждает его недавнее выступление перед Народным собранием, когда он назвал политические инициативы, предпринимаемые с целью решения сирийского вопроса «политическими сказками».
Терпение Кремля на исходе: Россия спешит получить результат
Обе российские делегации в Дамаске пытались оказать давление на режим Асада, чтобы добиться его согласия с политическим урегулированием, начиная с изменения конституции и заканчивая проведением президентских выборов, в которых Асад, возможно, не будет играть никакой роли. В этих попытках можно проследить усталость Москвы от усилий, потраченных на спасение режима, заключение контрактов на реконструкцию и привлечение российских компаний к управлению сирийской экономикой.
По мнению экспертов, Москве известно, что любое экономическое соглашение с режимом Асада не может быть реализовано в полной мере из-за санкций США и Европы. В то же время россияне не готовы заплатить ни единого рубля за восстановление или хотя бы оживление рухнувшей сирийской экономики и надежды сирийцев на политическое решение, удовлетворяющее всех международных игроков, готовых дать в обмен миллиарды долларов. Львиную долю этой суммы хочет получить Россия, что невозможно без политического прогресса — работы Конституционного комитета.
Как утверждает газета Al Quds Al Arabi, Москва возлагает большие надежды на нынешний визит своей делегации, особенно в свете текущих обстоятельств. Речь идет, в частности, о российских инвестициях в Сирии и обострении израильско-иранского конфликта на фоне регулярных израильских атак на различные объекты на сирийской территории.
По мнению издания, терпение Москвы на исходе, поскольку перспективы увидеть плоды своих усилий в Сирии, то есть добиться получения российскими компаниями львиной доли миллиардов на восстановление Сирии, выделенных международными донорами, становятся все призрачней.
Похоже, соглашение, подписанное Сирийскими демократическими силами (СДС) с американской компанией Delta Crescent Energy, добывающей нефть в месторождениях на северо-востоке Сирии, означает лишение Москвы финансовых ресурсов, которые она пыталась получить для компенсации затрат на военное вмешательство. Визит делегации из Москвы пришёлся на период, когда, казалось бы, все стороны начали пожинать финансовые плоды своего вмешательства в сирийский конфликт. Исключением стали русские, которые, судя по всему, очень нуждаются в своей доле пирога.
Российские усилия пока не окупаются
Сирийский режим и Россия подписали первое соглашение в 2013 году. Речь шла о разведке и добыче нефти в сирийских территориальных водах. Геологоразведочные работы продолжаются до сих пор, но об открытии каких-либо нефтяных месторождений заявлено не было. Работы в этой области на суше и в море ведут российские компании «Зарубежгеология», «СТГ Инжиниринг» и «Технопромэкспорт».
Кроме того, Россия на безвозмездной основе арендовала у сирийского режима порт Тартус на 49 лет, подписала контракт на бесплатное использование базы «Хмеймим» на неопределенный срок, монополизировала все контракты на поставку российской пшеницы в Сирию, взяла под свой контроль торговлю оружием и конфискованные фосфатные рудники. Хотя эти проекты имеют большое значение, амбиции Москвы ими вовсе не ограничивается.
После прямого военного вмешательства России в 2015 году были подписаны десятки соглашений, отражающих масштабы этих амбиций, включая проекты о строительстве морской линии между портами в Тартусе и Севастополе, а также железной дороги от Тартуса до Ирака и Персидского залива. В результате Сирия превратилась в хранилище российской пшеницы для последующего экспорта в другие страны через Средиземное море. Были заключены и другие соглашения, связанные с туризмом и строительством целых городов.
Большинство из них реализованы не были. Среди главных причин можно выделить боевые действия, международные экономические санкции, административную и финансовую коррупцию в сирийских властных кругах, а также влияние Ирана, ставшего серьезным конкурентом Москвы. Иранцы подписали множество экономических и военных соглашений с сирийским режимом и монополизировали многие жизненно важные сферы деятельности.
Как отметил в интервью Sasapost экономический советник Усама аль-Кади: «С начала российского военного вмешательства были запущены только 3-5 совместных проектов, и некоторые из них так и не были завершены. Так, стороны подписали соглашения в области энергетики, но до сих пор сирийские граждане страдают от отключений электроэнергии, хотя с 2016 года таких соглашений было подписано очень много».
По словам Аль-Кади, удалось реализовать лишь договорённости, касавшиеся порта Тартус и фосфатной компании, хотя масштабы производства последней невелики и порт также не был модернизирован должным образом. Россия ограничилась тем, что взяла его под свой контроль, ожидая, пока международные компании помогут ей получить свою долю прибыли.
Другими словами, Москва пока не может компенсировать финансовые потери в результате вмешательства в сирийский конфликт. Российские официальные лица заявляют о необходимости реконструкции и запуска коммерческих проектов в Сирии с первого дня отправки войск в эту страну. Как заявил в конце 2017 года Дмитрий Рогозин, бывший вице-премьер России, Россия не планирует вносить вклад в сирийскую экономику в качестве благотворителя и страны-донора, а также не намерена пренебрегать своими интересами и прибылью.
Чиновник добавил, что российский частный сектор считает каждый рубль в этой стране: «Нужно думать, как заработать денег в наш бюджет, для наших граждан, для людей, которые тоже ждут какой-то отдачи от большой работы России на территории Сирии». Тем не менее страна еще не добилась того, для чего отправилась в Сирию, и по мнению экспертов, последний визит указывает на все большее нетерпение россиян.
С другой стороны, Москва полностью контролирует сирийские фосфатные месторождения, охраняемые российскими наемниками (ЧВК «Вагнер») от возможных атак со стороны боевиков «Исламского государства» (организация запрещена в РФ — прим. ред.), поскольку эти месторождения расположены на востоке Сирии в районе Пальмиры. Последний когда-то находился в зоне влияния ИГ.
До 2011 года Сирия занимала пятое место в мире по экспорту фосфатов — ее запасы оцениваются более чем в два миллиарда тонн. Раньше Сирия добывала в среднем 3,5 миллиона тонн фосфатов в год, а в настоящее время официальных данных об объёме добычи нет, хотя, по словам экспертов, сегодня страна добывает намного меньше, чем до начала сирийской революции. Причина — прекращение работы заводов, в результате чего переработка проводится только двумя предприятиями.
Их производственная мощность оценивается всего в 1 миллион 200 тысяч тонн в год. Если принять во внимание, что мировая рыночная цена одной тонны фосфатов составляет всего 75 долларов, годовая прибыль России не превышает 87 миллионов долларов, в то время как Сирийские демократические силы ежегодно получают от продажи нефти 378 миллионов долларов. Согласно прогнозам, выход на рынок американской компании значительно увеличит прибыль курдов.
Что касается российско-иранского конфликта вокруг сирийских ресурсов, как известно, сирийский режим подписал с Ираном соглашение, позволяющее последнему добывать фосфаты из шахт после разгрома «Исламского государства». Однако Асад отложил реализацию сделки, пока не было объявлено об инвестициях российских компаний в этот проект.
Дело в том, что сирийские фосфаты содержат большое количество радиоактивного урана и Запад страшила перспектива его получения иранцами. Разумеется, такой поворот событий разозлил Тегеран, о чем можно было судить по сообщениям в местных СМИ. По мнению последних, Асад нанес их стране удар в спину.
Акт Цезаря и 40 российских проектов
Когда Россия вмешалась в сирийский конфликт, она ожидала совсем другое. По ее прогнозам, армия должна была с легкостью вернуть страну в состояние, в котором она пребывала до сирийской революции. Более того, она надеялась в многократном размере компенсировать затраты на военное вмешательство.
Но ветер подул в другую сторону: сирийский фунт рухнул, а местная экономика была парализована. Соединенные Штаты и другие западные страны ввели санкции против сирийского режима, кульминацией чего стал недавний Акт Цезаря о защите сирийского гражданского населения. Он вводит экономические санкции против всех государств, компаний и отдельных лиц, пытающихся каким-либо образом поддержать Асада. Несмотря на это, Россия представила еще 40 проектов, явно нарушая этот закон. Ждет ли ее успех?
Экономический советник Усама аль-Кади в интервью Sasapost заметил: «Россия не может обойти Акт Цезаря, поскольку находится под санкциями, и некоторые ее министры не могут посещать Америку или Европу. Кроме того, российские компании, ведущие бизнес в США и Европе вряд ли станут участвовать в сирийских проектах, опасаясь санкций».
40 заявленных проектов еще не подписаны. Вероятно, их подписание будет перенесено на декабрь, когда российской делегации предстоит еще один визит в Дамаск.
По словам Аль-Кади, экономические санкции, особенно Акт Цезаря, сыграли решающую роль в решении стран, готовых работать над восстановлением Сирии. Он добавил: «Сирия стала государством-банкротом и не может выплачивать свои долги, а Россия и Иран могут только делать ставку на законность своего присутствия в Сирии. В результате они могут рассчитывать лишь на материальное, а не финансовое вознаграждение за помощь режиму в виде аэропортов, земли и недвижимости, пусть даже речь идет о подписании 40 сделок разом».
Что касается потерь Москвы, Аль-Кади утверждает: «Америка приложила руку к нефтяным и водным богатствам, поскольку регионы северо-востока Сирии считаются продовольственной базой страны. Они удовлетворяют более 70% потребностей Сирии в пшенице и более 50% в хлопке. Внезапно русские решили, что получат все, но реальность оказалась совершенно другой. Имея в своем распоряжении в Сирии всего 400 солдат, Америка решила захватить все сирийские ресурсы».