Правительство Германии «с большим облегчением» восприняло новость, поступившую из берлинской клиники «Шарите». Российского оппозиционного лидера Алексея Навального выписали из стационара. После отравления боевым отравляющим веществом из семейства «Новичок» 22 августа в ходе драматической спасательной операции он был перевезен в Германию, провел месяц в берлинской клинике, 16 дней провел в коме.
Поначалу врачи не были уверены, останутся ли у 44-летнего политика долгосрочные последствия для здоровья. Теперь же прогноз намного более благоприятный. «Ввиду течения болезни и текущего состояния пациента лечащие врачи считают возможным его полное выздоровление», — заявила в среду представитель «Шарите».
Но ясно также, что выздоровление российского оппозиционера займет еще много времени. Навальному сейчас приходится заново учиться многому из того, что здоровому человеку кажется само собой разумеющимся. Как Навальный сам написал в среду в своем аккаунте в Инстаграме, он еще не может писать, стоять на одной ноге или кидать мяч левой рукой.
То есть лечение далеко не закончено. При помощи ежедневной физиотерапии он пытается разработать пальцы и заново научиться держать равновесие. Кроме того, возможно, ему придется обратиться в реабилитационный центр, как он поделился с подписчиками. На фотографии, которую Навальный опубликовал в Инстаграме, он сидит на скамейке в парке.
Вместе с тем Навальный не останется в Германии надолго. Он уже заявил, что намерен вернуться в Россию и продолжить работу.
Если состояние Навального постепенно улучшается, и он делает все, чтобы вернуться к нормальной жизни, для немецкого правительства ситуация проще не становится. Канцлер Ангела Меркель с непривычной четкостью обозначила дело Навального как своего рода проверку, от которой зависит ее будущая политика в отношении России. После того как лаборатория бундесвера подтвердила наличие в пробах Навального боевого отравляющего вещества семейства «Новичок», Меркель потребовала от России разъяснений и пригрозила последствиями. Прошло уже три недели. Ответов из России не последовало. Пока что в этом «к сожалению, нет ничего нового», как сказал в среду пресс-секретарь правительства Штеффен Зайберт.
Спустя более месяца после отравления Навального российские власти так и не начали расследование прокуратуры. Вместо этого находящиеся под контролем Кремля СМИ распространяют дезинформацию — вплоть до несуразной теории о том, что Навальный был отравлен уже в спасательном самолете или в «Шарите».
С методами распространения таких фейковых сообщений недавно столкнулся и французский президент Эммануэль Макрон. Российский президент Владимир Путин в телефонном разговоре попытался донести до него, что Навальный мог сам принять «Новичок» и отравиться им. Кроме того, по данным газеты Le Monde, он представил своему французскому коллеге и другие теории о том, каким образом мог быть отравлен Навальным без участия российской стороны. Во Франции теперь говорят о «моменте Меркель» для Макрона.
Слова Путина означают для немецкого правительства еще и то, что оно больше не может рассчитывать на разъяснения от Кремля. Канцлер оказывается в трудном положении, потому что, судя по однозначным словам, прозвучавшим в начале сентября, в ближайшее время должна последовать реакция.
После отравления Навального в Германии требуют окончательно или временно остановить спорный проект «Северный поток — 2». И Меркель, как и министр иностранных дел Хайко Маас, принципиально не исключает такой реакции. Но против «Северного потока — 2» высказываются прежде всего те, кто и вначале был против газопровода, например, глава внешнеполитического комитета бундестага Норберт Реттген (ХДС), а также «Зеленые». О смене позиции в рамках коалиции, которая прежде поддерживала проект, информации не было.
Шольц косвенно дал понять, что он против закрытия «Северного потока — 2»
Пока что в Берлине считается крайне маловероятным, чтобы федеральное правительство действительно заблокировало проект «Северный поток — 2». Первым из членов правительства по этому вопросу высказался вице-канцлер и министр финансов Олаф Шольц (СДПГ). Он косвенно высказался против приостановки строительства.
«Северный поток — 2» не является «государственным немецким проектом», это «коммерческий энергетический проект, в котором участвуют множество компаний», сказал министр финансов в интервью газете Augsburger Allgemeine.
Выразил ли Шольц тем самым позицию всего правительства и канцлера? Это Зайберт в среду не прокомментировал. Он лишь отметил, что федеральный канцлер, вице-канцлер и министр иностранных дел находятся «в тесном и хорошем контакте». Не похоже, что это было личное мнение министра финансов.
В Берлине ожидают, что в качестве реакции на дело Навального могут быть приняты точечные персональные санкции. Но для этого необходимо согласование с остальными странами ЕС. Как и в случае с прежними антироссийскими санкциями, федеральное правительство может быть уверено в широкой поддержке в рамках ЕС. И все же споры вокруг санкций ЕС против Белоруссии показали, что даже в этом случае быстрое достижение консенсуса в рамках ЕС затруднительно.