Это была запретная тема. Хотя наша демократия в тайне оставляла за собой право на точечное устранение иностранных врагов (это признал бывший президент Франсуа Олланд), она в теории не допускала убийство собственных граждан. Политические власти и спецслужбы приняли такое правило после войны. Как бы то ни было, этому утверждению противоречит выходящая в скором времени в продажу книга «Убийцы Республики» (Les Tueurs de la République), в которой ее автор Венсан Нузий (Vincent Nouzille) представляет неизвестные раньше документы. Речь идет о выдержках из личного архива Жака Фоккара (Jacques Foccart), доверенного лица генерала де Голля, которому было поручено курировать спецслужбы и африканские вопросы. Они поднимают завесу тайны с планов ликвидации французов, а также европейцев и иностранных лидеров.
Как следует из новых материалов, летом 1958 года, после возвращения голлистской власти благодаря алжирскому путчу 13 мая, Жак Фоккар в обстановке полной секретности координировал по приказу генерала программу тайных операций в алжирском конфликте. В числе рассматриваемых методов были угрозы, теракты, саботаж и убийства. Проведение операций было поручено Службе зарубежной информации и безопасности (нынешнее Главное управление внешней безопасности). Константин Мельник (Constantin Melnik), советник премьера по вопросам разведки с 1959 по 1962 год, говорил о 140 убийствах только за 1960 год, не вдаваясь в подробности.
«Записка по задачам «Хомо» (таким терминам обозначались убийства)» от 5 августа 1958 года стала первым документом со списком из девяти целей. Они были разбиты на три категории. «Французы-сторонники ФНО»: Жак Фаврель (Jacques Favrel), журналист из Алжира. Шесть «контрабандистов»: торговцы оружием и люди со связями с Фронтом национального освобождения, в частности австриец, немец и «алжирский француз-мусульманин» из группы, которая помогала легионерам-дезертирам. Наконец, в «политической» категории значилось имя Армель Крошмор (Armelle Crochemore).
Поставленная цель
Внизу этого важнейшего документа в истории французской политики точечных убийств стоит подпись Жака Фоккара (его почерк хорошо узнаваем) и приписка о том, что список получил «одобрение адмирала Кабанье». Речь идет о начальнике штаба национальной обороны при генерале де Голле. Затем, как отмечается, бумага была «сразу же передана генералу Гроссену», директору разведки. С момента представления имен спецслужбами до их одобрения политической властью прошло два дня. Возможно, список был утвержден и самим генералом де Голлем, но на данном этапе это только гипотеза.
До настоящего времени единственное документальное подтверждение заказных убийств по распоряжению Франции касалось всего одного из девяти человек в списке. Этот документ от 1 августа 1958 года тоже был получен из личного архива Жака Фоккара и описывает точно такой же процесс: представленные Службой зарубежной информации и безопасности материалы о цели для утверждения властью. Речь шла о Вильгельме Шульце-Лезуме (Wilhelm Schulz-Lesum), «немецком подданном (…), чьи действия пагубны для французских интересов в Алжире». В 2017 году «Монд» уже писал об этом человеке (на самом деле он был австрийцем), который работал в германоязычной организации поддержки ФНО: ей удалось организовать дезертирство более 4 000 легионеров через Тетуан (Марокко). Французские спецслужбы планировали устранить его с помощью «необнаружимого яда», но их немецкие коллеги, видимо, помешали им исполнить задуманное.
Еще один представленный в книге важный документ представляет в виде таблицы все «проведенные с 1 января 1956 года операции», будь то убийства, диверсии и теракты, с указанием цели, места, задействованных средств и результата. Из 38 указанных операций 17 были успешными, 17 были отменены (в частности «по распоряжению руководства» или из-за «сомнений насчет безопасности»), а 4 были признаны «провалом». На отчете не проставлена дата, но он явно был заказан летом 1958 года Жаком Фоккаром у Службы зарубежной информации и безопасности, чтобы получить исчерпывающие сведения о деятельности в этом направлении. Список заканчивается мартом 1958 года, но как указано, в тот момент готовилось еще девять операций.
Большой риск
В числе отмененных операций значится в частности план убийства лидера ФНО Ахмеда бен Беллы «оружием с глушителем на улице» Каира в июле 1956 года. Операция была остановлена в последний момент по «распоряжению правительства». Стоит отметить, что стремление избавиться от лидеров ФНО существовало с мая 1955 года, как рассказали еще в 1985 году Роже Фалиго (Roger Faligot) и Паскаль Кроп (Pascal Krop) в книге «Бассейн. Французские спецслужбы в 1944-1984 годах». Как бы то ни было, сейчас появилось документальное тому подтверждение. В конечном итоге бен Балла все же был захвачен вместе с четырьмя другими лидерами ФНО в результате перехвата их самолета.
Как следует из того же документа, в декабре 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер должен был погибнуть в результате взрыва. Агент французских спецслужб заложил при поддержке коллег из Моссада 300 кг взрывчатки на центральной площади города Порт-Саид. Египет оказывал поддержку ФНО и национализировал Суэцкий канал, оставив с носом французов и британцев, чей экспедиционный корпус был вынужден собрать чемоданы, в частности под давлением СССР. В данном случае операция тоже была отменена по «распоряжению руководства».
Представленный Жаку Фоккару отчет об операциях указывает на существование множества рисков, в частности сопутствующего ущерба. В феврале 1957 года один агент был задержан полицией в Тунисе. В апреле того же года в Мекнесе (Марокко) пакет со взрывчаткой привел к «ликвидации цели и его семьи». В июне целью был немецкий гражданин, по вместо него погиба его мать. Наконец, из документа мы узнаем, что агенты действовали не только за границей: в апреле 1957 года они провели в Лионе операцию по борьбе с продажей оружия ФНО.
Новые сведения подтверждают возможные серьезные нарушения национального права государством, которое принимало решение о физическом устранении собственных граждан вне установленных законом рамок, а также поднимают вопрос насчет эффективности подобной политики.