Разгорелся конфликт, который мог вспыхнуть в любой момент. Это произошло в прошлое воскресенье. Стороны появляются в новостях. Вот они объявляют чрезвычайное положение. В Азербайджане отключают интернет. Погибают мирные жители. Азербайджан заявляет об освобождении районов в Нагорном Карабахе. Армения это отрицает. Мир требует стабильности. Собирается Совет Безопасности. Однако президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявляет: «Достаточно. Пришло время расплаты». Президент Армении Армен Саркисян отвечает: «Мы не позволим призраку османизма совершить новый геноцид!» Раньше он обвинял Анкару в отправке турецких солдат, но согласно источникам, турецкое руководство отправило в регион около 300 сирийцев, в основном из «Бригады Султана Мурада» и «Бригады Султана Сулейман Шаха». Им сказали, что местом назначения является Азербайджан, а задача — защита приграничных территорий. Им также обещали денежную сумму от 1500 до 2000 долларов в месяц, но на самом деле она составила всего 600 долларов.
Турция Эрдогана активно вмешивается в дела независимых суверенных государств, таких как Ливия и Сирия, не говоря уже о Нагорном Карабахе, поэтому конфликт на этом не завершится и может перерасти в бесполезную войну на Кавказе, если только Нагорный Карабах не станет независимым государством, признанным всем миром, хотя бы во имя избежания новой резни. Вероятность такого развития событий высока, так как в нынешних событиях Анкара всецело поддержала Азербайджан.
После большевистской революции в начале 1920-х годов многие страны Кавказа стали республиками Советского Союза, и он доминировал во всем регионе и контролировал конфликт в Нагорном Карабахе до конца 1980-х годов. С падением советского режима карабахские армяне стали призывать к единству с Арменией. В 1991 году Азербайджан и Армения получили независимость, но вскоре из-за отсутствия сдерживающей силы (советских войск) между ними разгорелся военный конфликт. Доля армянского населения в Нагорном Карабахе тогда составляла 76%, и парламент проголосовал за объединение с Арменией. Советский Союз распался 31 декабря 1991 года, а Нагорный Карабах объявил о своей независимости от Азербайджана 6 января 1992 года.
Таким образом в 1992 году начались широкомасштабные боевые действия, и для поддержки армянской и азербайджанской армий были привлечены наемники из России, Украины, Чечни и Афганистана. К началу 1994 года стороны были готовы к переговорам и при посредничестве России подписали Бишкекский протокол, согласно которому была обозначена линия прекращения огня, отводящая 9% территории Азербайджана Нагорно-Карабахской Республике. Последняя была признана только Арменией и с тех пор регион получил название Республика Арцах.
К 2008 году увеличение доходов от продажи нефти и газа в Азербайджане изменило военный баланс сил в его пользу, и столкновения стали разгораться с большей частотой. Режим прекращения огня нарушался в 2008, 2010, 2014 и 2016 годах. Последний раз это произошло совсем недавно.
Турция является главным союзником Азербайджана в регионе и отказалась от нормализации и установления дипломатических отношений с Арменией в знак солидарности с азербайджанцами и их позицией по Нагорному Карабаху. Армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года. В 2009 году в Цюрихе Турцией и Арменией были подписаны два протокола с целью нормализации двусторонних отношений. Границы были открыты, и два народа встретились, однако протоколы подверглись резкой критике на местном уровне в обеих странах и не были ратифицированы законодательными органами. Прошлые столкновения по-прежнему разделяют их.
С другой стороны, отношения между Баку и Анкарой развиваются в восходящем направлении с момента обретения Азербайджаном независимости после распада Советского Союза. Можно сказать, при Эрдогане и нынешнем азербайджанском президенте Алиеве их сотрудничество достигло высшей точки. Абсолютная поддержка турецких властей в адрес Азербайджана в разгар конфликта с Арменией, последующие совместные учения вооруженных сил двух стран и частые взаимные визиты высокопоставленных официальных лиц, несмотря на вспышку пандемии, — эти ключевые моменты определяют характер двусторонних отношений между турками и азербайджанцами в последние месяцы.
Проблема в том, что у Турции аллергическая реакция на Москву, а в Армении находится российская военная база. Речь идет о городе Гюмри, расположенном в 10 километрах от турецкой границы, который должен служить, среди прочего, российским средством для оказания давления на Анкару с восточных границ. Здесь будет справедливо отметить, что Армения не смогла бы сохранить контроль над Нагорным Карабахом и его окрестностями без российской военной поддержки.
Эти угрозы существуют с момента распада Советского Союза, но ситуация усугубилась после военных атак 12-15 июля этого года со стороны вооруженных сил Армении на Товузский район в Азербайджане, через который пролегают все транспортные и энергетические маршруты: нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум и железнодорожная линия Баку — Тбилиси — Карс, соединяющая Азербайджан с Турцией. После эскалации конфликта в Товузском районе возникла также угроза увеличения поставок российского оружия в Армению.
Президент Эрдоган долго запрягает, но быстро едет. В настоящее время Соединенные Штаты рассматривают возможность переброски своих сил, вооружения и самолетов с американской базы Инджирлик в Турции на греческий остров Крит в связи с турецкой экспансией в области нефтедобычи в восточном Средиземноморье. Эрдоган добрался до Сирии, но Россия противостояла ему, как в Ливии. Возможно, именно он открыл карабахский фронт в ответ на нападение Армении на Товузский район — место пересечения нефтяных, газовых и железнодорожных линий. Все это идет на пользу Турции.
Чтобы подчеркнуть важность турецко-азербайджанского сближения, в 2010 году страны подписали Соглашение о стратегическом партнерстве и взаимопомощи и включили в него пункт, аналогичный пятой статье Устава Североатлантического альянса, которая обязывает членов сотрудничать и координировать свои действия в случае любой агрессии третьей стороны. Кроме того, соглашение обеспечивает правовую основу для расширения военного сотрудничества, включая регулярные совместные военные учения в обеих странах.
Помимо расширения экономического партнерства, в этом году Азербайджан стал крупнейшим поставщиком природного газа на турецкий рынок, и стороны развивают сотрудничество в области поставок вооружения и военной техники. Азербайджан заявил о своей заинтересованности в приобретении турецких беспилотников, которые доказали эффективность в военных операциях Анкары в Ливии и Сирии. Так, страны заключили сделку на сумму 200 миллионов долларов по продаже турецких беспилотников, и, по мнению азербайджанских аналитиков, Анкара, вероятно, займет место России и станет вторым по величине экспортером оружия в Азербайджан после Израиля.
Эрдоган осудил нападение на азербайджанские воинские части в Товузском районе. По его словам, оно превысило возможности армянской армии, что можно считать намеком на роль России.
После учений вооруженных сил Армении и России, которые нужно рассматривать в контексте июльских событий, Анкара и Баку тоже объявили о проведении совместных учений. Первоначально они должны были длиться 13 дней (29 июля — 10 августа), но продолжаются до сих пор, пусть и в меньшем масштабе. Министерство обороны Азербайджана отрицает, что эти маневры — ответ на российско-армянское сотрудничество. По словам ведомства, они осуществляются в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, и с момента его подписания в 2010 году, стороны проводят такие учения ежегодно. Однако поскольку политические амбиции Эрдогана возросли, в прошлом году армии двух государств провели 13 интенсивных военных учений, в то время как годом ранее их было — семь.
Похоже, поддержка Анкары подтолкнула Азербайджан к более решительному противостоянию с Арменией, и, что очень важно, Баку гораздо решительнее противодействует российским поставкам оружия Еревану после столкновений в июле.
Можно ли говорить о начале боевых действий на кавказском фронте? Россия решила выждать и понаблюдать за ситуацией. Иран предостерег от запуска ракет на его территорию. Эрдоган заявляет: «Пришло время расплаты»! Турецкая оппозиция обвиняет его в том, что он подвергает страну большому риску. Турецкая лира продолжает падать. И пока армяне расценивают «время расплаты» как начало новой резни, Европейский союз планирует рассмотреть вопрос о введении санкций против Турции на предстоящим съезде.