Российская версия американского проекта по разработке вакцин Warp Speed реализуется далеко от Кремля в сонном переулке на окраине Москвы.
Работы ведутся в кирпичном здании песочного цвета с выцветшими деревянными дверями, на стенах которого висит реклама медицинских анализов. Оно совсем не похоже на передовую медицинскую лабораторию. Но именно здесь, если верить президенту Владимиру Путину, Россия одержала победу в глобальной гонке за создание вакцины от covid-19.
Похвалив в августе ее разработчиков из Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, Путин объявил, что Россия зарегистрировала эту вакцину для открытого использования. Это первая в мире вакцина от covid-19, получившая такое разрешение. Россия назвала ее «Спутник V» в честь искусственного спутника Земли, запущенного СССР в 1957 году и положившего начало космической гонке. Это четкий сигнал о том, что Путин придает данному проекту большое геополитическое значение.
Делая заявление в прямом эфире, президент обошел молчанием один очень важный момент. Россия утвердила вакцину, испытав ее менее чем на 80 людях. Более масштабные испытания по оценке ее безопасности и эффективности в то время еще не были завершены. Заявку Путина на победу очень скептически и неодобрительно встретили западные специалисты из сферы здравоохранения, потому что на Западе вакцину проверяют на десятках тысяч пациентов, прежде чем дать добро на ее применение.
По словам чиновников, вакцина будет готова к широкому распространению в конце нынешнего или в начале будущего года. График прививок примерно такой же, как у конкурентов в США, Британии и Китае. Первоначальные результаты последнего этапа исследований будут готовы не раньше ноября, а полный объем данных ожидается в будущем году.
«В целом я бы сказал, что Россия немного отстает от ведущих западных претендентов, но отстает несущественно», — заявил Расмус Бех Хансен (Rasmus Bech Hansen), работающий генеральным директором лондонской фирмы «Эйрфинити Лимитед» (Airfinity Ltd), которая следит за разработкой вакцин и лекарств от covid-19.
Августовское заявление Путина уже дало Кремлю один важный результат. Работа России по созданию вакцины, которую прежде в мире игнорировали, оказалась в центре внимания, и правительства разных стран в срочном порядке начали подавать заявки на ее приобретение и производство. К концу сентября поддерживающий этот проект государственный фонд заявил, что получил заказы на 1,2 миллиарда доз.
«Мы провели исследование в 12 ключевых странах, и там название „Спутник" известно 80% населения, — рассказал в интервью руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. — Но это не пиар. Мы пытаемся спасти людей». По его словам, «Спутник» на три-четыре месяца опережает конкурентов.
Россия занимает четвертое место в мире по числу заболевших, а по расходам на здравоохранение в расчете на душу населения отстает от большинства западных стран. Поэтому вакцина ей очень нужна. Столкнувшись с резким ростом заболеваемости, Москва вместе с другими европейскими столицами ужесточила ограничительные меры. Российские лаборатории в настоящее время работают над созданием двух десятков других вакцин.
Путин уже несколько лет требует решительно перестроить работу обделенных вниманием ученых медико-биологической сферы, утверждая, что успех в этой сфере когда-нибудь окончательно установит победителей и проигравших в общемировом масштабе. Поскольку Россия слабо представлена в международных инновациях фармацевтической промышленности, Кремль использует вакцины в качестве инструмента мягкой силы, добиваясь влияния на развивающиеся страны.
Центр Гамалеи назван именем легендарного советского микробиолога и являлся крупнейшим в России производителем вакцины от туберкулеза. В 2015 году Путин высоко оценил его работу по созданию прививки от Эболы. Как сообщает вебсайт этого центра, в 2017-2018 годах эту прививку получили около 2 000 человек в Гвинее. Однако во время недавней вспышки Эболы в Демократической Республике Конго (ДРК) были использованы новые прививки от компаний «Мерк и Ко, Инк.» и «Джонсон и Джонсон».
Тем не менее, Центр Гамалеи добился успеха у себя в стране, оказав помощь аудитории, которая имеет наибольшее значение. В вакцине от Эболы использованы аденовирусы, представляющие собой довольно безобидные вирусы, вызывающие ОРЗ. Они могут вырабатывать белки, которые стимулируют иммунную систему на борьбу с определенными болезнетворными микроорганизмами. Центр Гамалеи воспользовался этой методикой для разработки экспериментальной прививки от другого коронавируса — смертельно опасного ближневосточного респираторного синдрома MERS.
Когда в этом году началась эпидемия covid-19, ученым из центра понадобилось всего несколько недель для того, чтобы адаптировать свои аденовирусные векторы от ближневосточного респираторного синдрома и использовать их против нового патогена. Проведя испытания на мышах, морских свинках и обезьянах, директор центра и ведущие ученые привили эту вакцину себе.
«Моя цель была не в том, чтобы стать первым в мире, а чтобы защитить моих близких», — сказал в июле заместитель директора по научной работе Центра имени Гамалеи Денис Логунов, возглавляющий лабораторию по разработке вакцины от covid-19.
Центр получил очень важную финансовую поддержку от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), руководитель которого Дмитриев регулярно встречается с Путиным и выполняет самые деликатные поручения президента на международной арене. По его словам, РФПИ изучил более двух десятков российских проектов по созданию вакцины и выбрал Центр Гамалеи с его технологией на основе человеческого аденовируса, потому что эта технология используется уже несколько лет в борьбе с другими заболеваниями. Он поддержал этот проект и в апреле сам сделал прививки себе и своей семье.
«Мы уверены в этой вакцине, так как знаем, что эта платформа совершенно безопасна», — заявил Дмитриев 7 сентября, давая интервью «Блумберг».
Когда коронавирус начал распространяться, поражая высокопоставленных руководителей и представителей деловой элиты, Дмитриев и Центр Гамалеи негласно предложили привиться сотням влиятельных россиян.
«Вакцина это единственный способ вернуться к нормальной жизни, — сказал глава компании по производству удобрений Андрей Гурьев, привившийся этим летом. — Важно то, что Россия получила ее одной из первых».
В испытаниях вакцины на начальном этапе принимали участие всего 76 человек, в основном военные. Остальные формально считались добровольцами. После испытаний за ними было установлено медицинское наблюдение, но никаких данных пока не опубликовано.
Экспертную оценку исследованиям дали только после того, как Путин сделал заявление об утверждении вакцины. Тогда же в медицинском журнале «Ланцет» опубликовали их результаты. Но у ученых все равно осталось немало вопросов. Они заявили, что у некоторых добровольцев результаты кажутся слишком похожими, а это неправдоподобно. Специалисты из Центра Гамалеи дали ответы на возникшие вопросы, однако им следовало опубликовать больше подробностей, заявил биолог из Темпльского университета в Филадельфии Энрико Буччи (Enrico Bucci).
«Нам бы хотелось получить доступ ко всему массиву данных», — сказал Буччи, ставший одним из авторов письма в редакцию журнала, где изложена критика исследования Центра Гамалеи. «Те данные, которые мы запрашивали, не были предоставлены в ответе, направленном российскими учеными в „Ланцет"», — заявил он.
Политика, связанная с вакцинами от covid-19, а также гонка стран за первенство в их разработке внесли сумятицу в работу ученых, которые обычно трудятся в относительной безвестности и в покое. Когда американский президент Дональд Трамп намекнул, что перед выборами 3 ноября может быть утверждена противовирусная вакцина, фармацевтические компании объединились и пообещали соблюдать стандарты безопасности и не срезать углы.
А разработчики «Спутника», напротив, призывали Путина начать публичную дискуссию о вакцине. После апрельского визита в лаборатории Центра Гамалеи российского министра здравоохранения с проектом ознакомили Путина, чтобы заручиться его поддержкой. Спустя несколько дней директор центра Александр Гинцбург принял участие в видеовстрече с президентом, которую показали по телевидению, и попросил его ускорить процесс регистрации, сославшись на обнадеживающие результаты испытаний на животных.
«Мы сделаем все, чтобы ускорить административные процедуры», — ответил Путин.
До 11 августа вакцина Центра Гамалеи была просто одним из сотен проектов, реализуемых во всем мире. Она отставала от главных претендентов на лидерство, среди которых были компания «Модерна», Оксфордский университет, работавший в содружестве с фирмой «АстраЗенека», и партнерство компаний «Пфайзер» и «БиоНТек». Когда Путин заявил, что «Спутник V» одобрен, ситуация полностью изменилась.
«Мы зарегистрировали ее первыми, — сказал Путин на совещании с членами правительства, которое транслировали по телевидению. — Она формирует стойкий антительный и клеточный иммунитет, я это тоже хорошо очень знаю, поскольку одна из моих дочерей сделала себе такую прививку. В этом смысле она участвовала в данном эксперименте».
Глава РФПИ после этого начал непрерывно выступать в зарубежных телепрограммах. Российское государственное телевидение стало показывать, как высокопоставленные руководители и политики делают прививки, и как первые небольшие партии вакцины поступают в регионы. После регистрации вакцины в августе прививки получили шесть с лишним тысяч человек, которые сегодня сообщают о своем самочувствии через специальное приложение.
Китай тоже выпустил вакцину для применения вне рамок клинических испытаний, но пока не объявил о ее утверждении. В основном прививки получают военные, поскольку экспериментальная иммунизация часто проводится в армейской среде по соображениям национальной безопасности.
«В Китае лучше соблюдаются стандарты и правила прозрачности происходящего, — сказал Хансен из „Эйрфинити". — В конечном итоге, это в интересах самого государства».
Тем не менее Путин решительно продвигается вперед и уже приказал начать рекламную кампанию, чтобы помочь россиянам выбрать, какой вакциной прививаться. РФПИ объявил о заключении соглашений с Индией, Бразилией и Мексикой на поставку вакцины или ее производство в этих странах. Путин расхвалил вакцину в своей речи в ООН, и предложил предоставить ее бесплатно сотрудникам организации ООН во всем мире.
Чтобы подкрепить свои доводы в пользу «Спутника», руководство РФПИ заявляет, что в конце октября — начале ноября опубликует промежуточные данные по третьему этапу испытаний, который проходит в настоящее время с участием 25-30 тысяч человек. До этого начнется «массовая вакцинация», заявил Дмитриев.
Руководство фармацевтической отрасли силится понять, как обеспечить производство обещанного. На сегодня изготовлено менее 150 000 доз, хотя РФПИ заявляет, что к декабрю будет производиться 10 миллионов доз в месяц.
«Это просто погоня за сенсацией, когда наши ораторы заявляют о наличии спроса на 100 миллионов доз, — сказал Алексей Репик, чья компания „Р-Фарм" подключилась к производству „Спутника V". — У нас не хватает вакцины, чтобы обеспечить собственные потребности».
РФПИ заявляет, что совместно с партнерами из Индии, Бразилии и Кореи у России достаточно мощностей, чтобы производить 300 миллионов доз.
Несмотря на всю шумиху, сам Путин пока не прививается созданной вакциной. Перед личной встречей с ним визитеры проходят карантин, а на официальных мероприятиях сидят от него на безопасном удалении.
Эксперты согласны с его мерами предосторожности. Глобальная инициатива Covax по распространению будущих вакцин от covid-19 по всему миру с бюджетом в 18 миллиардов долларов возьмется за распределение российской вакцины только после того, как увидит результаты должным образом проведенных испытаний на ее безопасность и эффективность. Необходимы будут также экспертные оценки регулирующих органов. Об этом рассказал Сет Беркли (Seth Berkley), работающий руководителем Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI), который является одним из партнеров данной международной кампании.
«Но мы ведем с ними переговоры, — заявил он. — И я думаю, что не политика, а только наука сможет сказать, есть у них или нет продукт, который в конечном итоге принесет пользу».