Сибирский регион, расположенный в северо-восточной части России, считается местом проживания множества небольших, но древних народов. Один из них — чукчи, народ, который до сих пор не знает цивилизации и ведет примитивный образ жизни, разводя скот и охотясь на оленей и других животных вдоль побережья Северного Ледовитого океана, а также Чукотского и Берингова морей.
В новой публикации из серии «Истории народов» мы расскажем о традициях народа, устоявшего перед многочисленными атаками со стороны русских, желавших его истребления.
Ближайший к американцам азиатский народ
Племена чукчей населяют Чукотский полуостров и берега Чукотского моря, что на границе Сибири. Согласно генетическим исследованиям, они являются ближайшим азиатским родственным народом по отношению к коренным жителям Америки и, в первую очередь, американским индейцам. Они были связаны друг с другом во времена существования перешейка, соединявшего континенты. Сегодня это место известно как Берингов пролив.
Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе, являясь одним из коренных народов региона, но несколько групп также проживают в соседней Республике Саха на западе (субъект Российской Федерации), Магаданской области на юго-западе и в Корякском автономном округе — на юге.
Кроме того, некоторые чукчи проживают в других частях западной России (Москва и Санкт-Петербург), в ряде европейских стран и Северной Америке. Их общая численность составляет около 16 тысяч человек, а самые ранние письменные упоминания о чукчах относятся к 1755 году, когда были сделаны путевые заметки одного из русских исследователей.
Чукчи принадлежат североазиатской расе. Это невысокие люди с темной кожей и полным телосложением. Они являются обладателями широких и очень плоских лиц, выступающих скул и темных узких глаз, что является яркой чертой монголоидной внешности. Кроме того, у них темные, прямые и жесткие волосы, и у мужчин не растет борода.
Чукчей называют самым сильным народом в Северо-Восточной Азии. Они часто действуют неразумно в порыве злости, склонны показывать зубы, даже дергать за волосы, как разгневанные дети, твердо верят в месть и сопротивляются всем формам навязываемой им власти.
Сопротивление русским
Чукчей называют «выжившими» по причине сохранения своей земли и культуры, несмотря на все многочисленные попытки Советского Союза истребить их. Их можно отнести к числу сильных народов, которых невозможно приручить и полностью победить.
К 30-м годам XVIII века их территория, но не сам народ, была захвачена, и русские начали строительство острогов, в том числе Анадырского острога, чтобы утвердить свою власть на этих землях. Тем не менее сопротивление коренных жителей продолжалось, несмотря на все усилия их подавить.
Русские правители понимали: цена уничтожения чукотского народа будет очень высока и потребует как денежных ресурсов, так и крупных войск. В результате они приняли решение заключить мир с чукотским народом и отказались от принудительного сбора дани в пользу мирной торговли.
Затем власти постепенно начали интеграцию этого региона с российским государством, и данный процесс проходил в несколько этапов.
Оленные и приморские чукчи
Традиционно чукчи делятся на две племенные группы. Первая группа, именуемая приморскими чукчами, обосновалась на северном побережье, в то время как другая предпочла кочевать со своими стадами, и ее представителей называют оленеводами, или оленными чукчами.
Традиционные жилища приморских представителей коренного народа расположены в постоянных прибрежных поселениях. Обычно эти жилища находились под землей, и в основном чукчи жили за счет рыболовства и охоты на морских млекопитающих в Арктике: моржей, тюленей, китов и белых медведей.
Китобойный промысел имеет сезонный характер, так как зависит от миграции китов, в то время как охота на других животных идет круглый год не только на берегу, но и на льду и в открытом море. Что касается рыбной ловли, то для нее используются кожаные лодки, копья, и сети.
Приморские чукчи передвигаются на лодках, которые считаются важным социальным и экономическим инструментом. Лодки используются членами одной семьи или делятся между соседями, а потому являются прочным связующим звеном между между отдельными семьями.
Что касается чукотских северных оленеводов, то они являются кочевниками, живущими в палатках, поскольку часто мигрируют со своими стадами, меняя место жительства по мере смены пастбищ. Свои жилища и вещи они перевозят на санях, запряженных оленями, или собачьих упряжках.
Благодаря своему образу жизни эти группы назвали оленными, так как стада оленей не только являются средством передвижения, но и обеспечивают их молоком, мясом и кожей для одежды и укрытия жилищ. В зависимости от сезона чукчи-оленеводы кочуют с места на место: летом они мигрируют пешком, а зимой — на оленьих упряжках.
Оленеводство требует много внимания и определенного образа жизни: некоторые походы длятся до девяти месяцев, а иногда чукчам приходится совершать 200-мильные походы, спасаясь от насекомых, заражающих стадо.
Множество ритуалов и обычаев
Как и многие коренные народы Сибири, чукчи имеют богатую историю народного творчества и ритуальных традиций и сумели сохранить свое наследие, несмотря на попытки русских стереть народ с лица земли. Например, согласно одному из обычаев, беременная женщина каждый день сразу после пробуждения выходит из жилища, наблюдает за восходом солнца и обходит дом в направлении движения солнца. Когда наступает время родов, мужчинам нельзя заходить в комнату женщины, так как это сулит неудачу.
Как и при родах, после смерти человека совершаются особые ритуалы. Так, умершего помещают в спальню и наблюдают примерно в течение дня на случай его возвращения к жизни. В это время запрещается бить в барабаны или издавать другие громкие звуки. После истечения положенного срока тело омывают, одевают в новую одежду, вывозят в тундру и сжигают.
В чукотском фольклоре присутствуют мифы о сотворении земли, луны, солнца, звезд и битвах древних людей, многочисленные сказки о животных, рассказы о злых духах, виновных в болезнях людей и других их бедствиях, а также рассказы о шаманах (племенных священнослужителях), обладающих сверхъестественными способностями.
Как гласит одна из народных чукотских сказок, однажды люди плыли в океане, и внезапно в их лодке начала бить фонтаном вода. Тогда хозяин лодки обратился к духам морских водорослей, они помогли ему, и когда лодка подошла к берегу, он велел духам уйти.
Во время наиболее важных традиционных праздников полярные народы приносят жертвы духам, от которых зависит их выживание. Жертвоприношение для успешного оленеводства происходит осенью, а для рыболовства и охоты на млекопитающих — летом.