Агрессия Армении в отношении Азербайджана в очередной раз продемонстрировала важность российско-турецких отношений. Хотя и возникают вопросы о том, каковы далеко идущие планы России, в настоящий момент ход мирового развития свел эти две страны бок о бок во многих сферах.
С выходом России в Средиземное море через Сирию этот процесс ускорился и стал еще важнее. Последовали астанинские и сочинские договоренности. Словом, интересы этих двух стран совпали во многих точках. И одним из факторов, способствовавших этому, было давление США на обе страны.
Более того, для того, чтобы разорвать российско-турецкие отношения, США даже задействовали террористическую организацию фетхуллахистов (FETÖ).
Уничтожение российского самолета в 2015 году, убийство посла Карлова в 2016 году были самыми явными проявлениями их намерений.
Однако Турция и Россия не допустили разрыва отношений и продолжали их поддерживать, устраняя расставленные ловушки.
Конечно, большую роль сыграло то, что Турция, будучи членом НАТО, проводила разнонаправленную внешнюю политику.
Несмотря на возражения США, Турция получила С-400, подписала соглашение о строительстве атомной электростанции «Аккую», запустила «Турецкий поток».
В результате между двумя странами сложились крепкие политические, военные, экономические отношения, и они развивались.
От «дипломатии лидеров» к лоббизму
Все эти отношения — в какой-то мере из-за недавней истории России и политической ситуации в этой стране — в большей степени строились на «дипломатии лидеров». Однако этот период подошел к концу. Теперь в России на передний план вышла «лоббистская» деятельность, характерная для западных столиц. Около Кремля появилось прозападное, еврейское и армянское лобби, даже лобби террористической организации Рабочая партия Курдистана.
Таково политическое измерение вопроса, но экономическое измерение выглядит совсем иначе.
США и страны ЕС, несмотря на всевозможные проблемы в отношениях с Россией, вели и ведут неимоверную лоббистскую работу, чтобы найти путь воспользоваться природно-ресурсным потенциалом России, ее богатым опытом в области оборонной промышленности, достижениями в космических отраслях.
Хорошо, а есть ли у Турции лоббистская сила, которая могла бы действовать в Кремле?
Товарооборот в объеме 100 миллиардов долларов
Сделаем небольшое напоминание. Турецкие компании, которые отправились в Россию после перестройки и работали во многих отраслях, достигли успеха в бизнесе, но не обрели достаточного влияния, чтобы заниматься лоббированием. Объем торговли тоже невероятно низкий. Наш товарооборот со 140-миллионной Россией составляет около 20-25 миллиардов долларов. И в основном это импорт из России.
Может ли это измениться?
Один молодой предприниматель дает такую оценку: «Если кто больше всего и заслуживает того, чтобы вести бизнес в России, начиная от технологий и заканчивая природными ресурсами, является ближайшим соседом России и имеет много родственных сообществ в структуре российского населения, то это Турецкая Республика. Для полного согласия и честного партнерства с Россией Турция должна открыть в полном смысле слова филиал в Кремле. Потому что Кремлем пытаются манипулировать с помощью антитурецкой пропаганды».
Поэтому, по его словам, турецким бизнесменам и неправительственным организациям необходимо как можно скорее начать действовать.
«Сделать так, чтобы в России всегда были турецкие сериалы, а на российском столе — турецкая пахлава и турецкий кофе, является долгом перед родиной. Турция должна стучаться во все двери и со скоростью турецких подрядчиков возвести в саду Кремля обещанный Израилем дом с розовыми ставнями», — заключил бизнесмен.
Потому что Россия и Турция могут построить невероятное партнерство во многих сферах, от оборонной промышленности до космических исследований, от туризма до обновления городов. И начать можно с поставленной президентами Эрдоганом и Путиным цели — товарооборот в объеме 100 миллиардов долларов.