С кем бы в Турции мне ни доводилось беседовать или встречаться на дискуссионных программах на телевидении, постоянно звучат комментарии, начинающиеся словами: «А если победит Байден?» Более того, значительная часть людей даже не скрывает своего недовольства, когда вы говорите, что кандидат в президенты США от демократов Джо Байден (Joe Biden) опережает Дональда Трампа. Как тот, кто следит за событиями непосредственно из Вашингтона, я могу сказать, что последний месяц предвыборной борьбы работал против Трампа. На днях в городе, где у Трампа было больше голосов, я стал свидетелем беседы двух женщин в магазине. Одна из них сказала: «В 2016 году я отдала свой голос за Трампа, чего ни за что не сделаю теперь. Байден не намного лучше, но я буду голосовать за него». Иными словами, у народа накопилось серьезное ощущение усталости.
По итогам опросов, проведенных 13 исследовательскими компаниями за последние две недели, Байден опережает Трампа в среднем на 9,6%. В 2016 году, опять же согласно опросам аналогичного периода, Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) обгоняла Трампа в среднем на 5,3%. Да, в 2016 году прогнозы всех исследовательских компаний провалились. В скором времени увидим, насколько точными или ложными будут прогнозы на 2020 год.
Послужной список Байдена по Турции и силы за его спиной
Недавно кандидат в президенты США от демократов Байден вызвал волну возмущения в нашей стране своими непозволительными заявлениями о Турции в интервью газете «Нью-Йорк таймс».
У Байдена достаточно проблемная репутация вследствие таких выпадов, как требование санкций из-за С-400, признание так называемого «геноцида армян», отстаивание идеи вывода ядерных вооружений с базы Инджирлик, возвращение к золотым временам в отношениях США с Отрядами народной самообороны (YPG) / Рабочей партией Курдистана (РПК), предвзятая позиция относительно напряженности в отношениях Турции с Грецией и азербайджано-армянского конфликта. Я знаю многих лиц из предвыборной команды Байдена. Практически все антитурецкие группы вовлечены в кампанию Байдена, не говоря уже о действиях на высшем уровне армянского и греко-кипрского лобби. Возникает напряженность между Арменией и Азербайджаном — от Байдена поступает заявление… Кризис в Восточном Средиземноморье — и первое заявление опять от него… Иными словами, есть круги, которые хотят, чтобы в ходе предвыборной кампании систематически и постоянно звучали антитурецкие заявления. Конечно, внешнеполитический штаб Байдена выступает и против отношений президента Турции Тайипа Эрдогана с президентом США Трампом. Здесь, очевидно, Байдена используют в избирательном процессе.
Я не думаю, что сам Байден питает ярую ненависть к Турции. Мы говорим о политике, который в бытность вице-президентом четыре раза приезжал в Турцию и дважды приносил извинения за свои возмутительные заявления. Хотя в Турции говорят о тесных отношениях Эрдогана и Трампа, в первый период правления Обамы — Байдена турецко-американские отношения переживали золотые времена. Одной из первых стран, которые Барак Обама посетил после победы на выборах, стала Турция, к тому же Эрдоган на переговорах с Обамой обращался к нему: «Мой друг».
Конечно, также важно было преодоление тех или иных кризисов, и этого мы не можем отрицать. Тем не менее можно сказать, что здесь существует некое представление об альянсе, основанном на отношениях интересов.
Допустим, 21 января 2021 года в кресло президента США сядет Джо Байден. И что произойдет? Он сразу же разорвет отношения с Турцией? Нет! Турецко-американские отношения могут пережить еще более проблемное время, чем во второй президентский срок Обамы, но разрыва не будет. Вместе с тем Турция тоже ни в коем случае не будет молчать в ответ на попытки Байдена — Харрис (Harris) материально-морально усиливать YPG / РПК, тыча ими в нос Анкаре.
Здесь важно, чтобы у Турции были планы А, В, С относительно того, как ей действовать в НАТО в отношении шагов со стороны США… Я думаю, что, даже если к власти в США придет Байден, то взгляд назначенных им глав внешнеполитического и оборонного ведомств на Турцию будет важен с той точки зрения, чтобы проблемы между двумя странами могли быть урегулированы Эрдоганом и Байденом дипломатическим путем в соответствии с государственными традициями.