Отношения между Россией и Западом значительно ухудшились после того, как в 2014 году Россия начала войну и оккупировала часть Украины. Это было грубое нарушение правил, установленных после Второй мировой войны и запрещающих силой передвигать границы в Европе. С тех пор Россия продолжает проводить агрессивные военные учения, вмешиваться в выборы, глушить GPS-сигналы и совершать убийства с применением оружия массового поражения.
Мой коллега Турмуд Хейер (Tormod Heier) в выпуске Dagens Næringsliv от 5 октября выдвинул несколько предложений по укреплению всеобщей безопасности. Они, пожалуй, чересчур оптимистичны и, к сожалению, плохо скажутся на безопасности самой Норвегии. А хуже всего, что эти предложения помогли бы исполнить два советских, а позднее и российских желания: во-первых, повысить приоритет двусторонних отношений (билатеризация), а во-вторых, демилитаризировать Запад.
Если в приоритете будут двусторонние отношения, наша безопасность станет в первую очередь вопросом взаимодействия Норвегии и России. Хейер хочет, чтобы присутствие союзников в северных районах снизилось, но тогда мы, маленькие и одинокие, окажемся лицом к лицу с авторитарной и, к сожалению, агрессивной сверхдержавой. В составе НАТО наша безопасность обеспечивается совместно с другими членами альянса. Норвегия всегда с готовностью приглашает к себе союзников для совместных учений — это необходимое условие для того, чтобы они могли нам помочь в случае кризиса.
Кроме того, Хейер описывает ситуацию однобоко. Самолеты и корабли Норвегии и ее союзников лишь изредка и небольшими группами задействуются в учениях в Баренцевом море неподалеку от Киркенеса. Россия же без предупреждения проводит масштабные учения, преодолевая до 2 тысяч километров в нашу сторону и даже приближаясь к западному побережью Норвегии.
Что касается демилитаризации, то Россия всегда хотела, чтобы мы сами себя ограничивали. Предложение Хейера установить зону в 100 морских миль между Хаммерфестом и Шпицбергеном, где будут действовать ограничения для военных самолетов и кораблей, — типичный пример такого выгодного для России поведения. Эта зона находится очень близко к нам и сильно ограничивала бы нас, а вот Россию — не особенно. К тому же если кто-то и должен накладывать на себя добровольные ограничения, так это крупный игрок — Россия, а не ее маленькие соседи.
Также Хейер предлагает наладить студенческий обмен и сотрудничество между военными лидерами мира. Я в таком участвовал не раз. Это полезно и интересно, но, к сожалению, сейчас этого недостаточно. К тому же Россия не соблюдает Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) и Венский документ, которые обеспечивают хорошие возможности для обоюдных визитов и взаимного контроля. Кроме того, Хейер призывает ввести нормы, согласно которым угрозы и применение силы будут незаконны.
Вот десять мер, которые могла бы предпринять Россия.
1. Прекратить войну с Украиной и уйти с оккупированных территорий. 13-ти тысяч погибших достаточно.
2. Прекратить убивать и покушаться на граждан Запада и собственных оппозиционных политиков.
3. Если вы все-таки категорически намерены кого-то убить, не используйте оружие массового поражения, это портит атмосферу. Мы помним и радиоактивный полоний, примененный против Литвиненко в Лондоне в 2006 году, и нервно-паралитический яд «Новичок», которым отравили Скрипаля в Солсбери в 2018 году и Навального совсем недавно.
4. Не надо проводить масштабные учения неподалеку от нашего побережья. У вас своего места достаточно.
5. Не стесняйтесь запускать ракеты и на своей территории.
6. Сообщайте об учениях и приглашайте наблюдателей, согласно Венскому документу. Поверьте, когда в нашу сторону внезапно устремляются десятки тысяч солдат или 40-50 боевых кораблей, нас это не очень успокаивает.
7. Не отрабатывайте воздушные атаки на Вардё и прочие места.
8. Перестаньте глушить GPS, это опасно для жизни и здоровья.
9. Соблюдайте ДОВСЕ, он дает нам возможность контролировать друг друга и способствует доверию. Даже Белоруссия в нем участвует.
10. Не вмешивайтесь в западные выборы, мы очень верим в демократию.
Хейер заслуживает похвалы за попытку посмотреть на ситуацию глазами России, но некоторое усиление активности союзников на севере — это запоздалый, но долгожданный и необходимый ответ на российскую агрессию, продолжающуюся с 2014 года. Мы, норвежские военные, по долгу службы в первую очередь обязаны думать о безопасности Норвегии.