Украина — это страна, которую США используют в своей стратегии окружения России, пытаются сделать членом ЕС и НАТО и, как признал Обама, подтолкнули к восстанию для прихода к власти прозападной администрации. Москва в ответ на эти действия присоединила Крым.
Турция же с тех пор развивает сотрудничество с Украиной по трем направлениям.
«НАТОизм» в Черном море
1. Непризнание аннексии Крыма. 3 февраля 2020 года Эрдоган заявил: «Хочу еще раз подчеркнуть, что мы не признаем незаконную аннексию Крыма». В совместном заявлении с президентом Украины Владимиром Зеленским, принятом 16 октября 2020 года, Эрдоган зафиксировал свою поддержку усилиям, направленным на «деоккупацию Крыма».
2. Военные соглашения. 3 февраля 2020 года Турция подписала с Украиной «соглашение о военно-финансовом сотрудничестве». В этой связи Вооруженным силам Украины была предоставлена финансовая помощь в размере 205 миллионов турецких лир. 16 октября 2020 года министр национальной обороны Турции Хулуси Акар (Hulusi Akar) и министр обороны Украины Андрей Таран подписали «рамочное военное соглашение».
3. Черное море и НАТО. 6 сентября 2018 года между министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым и командующим береговой охраной Турции, контр-адмиралом Ахметом Кендиром (Ahmet Kendir) была достигнута договоренность о совместном патрулировании в Черном море. В совместном заявлении с президентом Украины Зеленским, принятом 16 октября 2020 года, Эрдоган отметил: «Отмечаем важность объединения усилий для укрепления мира, безопасности и стабильности в Черноморском регионе посредством НАТО». В этом же заявлении Эрдоган также подчеркнул, что Турецкая Республика поддерживает перспективу членства Украины в НАТО.
Какова цель такого демонстративного сотрудничества Анкары с Украиной перед Россией по этим трем направлениям?
«Тихое» испытание С-400
16 октября 2020 года Турция испытала С-400 в Черноморском регионе. Если бы только Анкара не прикрывалась пандемией и ввела систему в действие в апреле, как ранее объявлялось (и к тому же в Средиземном море), и об этих испытаниях, состоявшихся в Синопе 16 октября, также было официально объявлено.
Но официального заявления об испытании не было. По этой причине официальные лица США отреагировали замечанием «если информация подтвердится».
На что надеется Анкара, не активируя С-400 в соответствии с объявленным ею же графиком «под предлогом пандемии» или официально не объявляя об испытаниях, которые она провела спустя шесть месяцев? На смягчение реакции? На то, что выиграет время и минует президентские выборы в США 3 ноября?
Не балансирование, а отсутствие курса
С другой стороны, Россия…
В день испытания С-400, закупленных у России, Анкара на виду у нее подписывает рамочное военное соглашение с Украиной, выступает за деоккупацию Крыма, поддерживает членство Украины в НАТО и заявляет цель — принести стабильность в Черное море посредством НАТО. Что все это значит?
Попытку балансировать между США и Россией?
Вы знаете, что я уже много лет называю линию Партии справедливости и развития (ПСР) Турции во внешней политике «неоабдулхамидизмом». ПСР, договариваясь с Россией, открывает себе простор для действий в регионе, использует эти договоренности как инструмент торга в отношениях с США и к тому же пытается противовесить ЕС двум этим крупным державам.
Так вот эти неоабдулхамидистские тенденции требовали 16 октября как испытать С-400, так и сотрудничать с Украиной против России.
Однако проблема уже вышла за пределы «балансирования» и превратилась в «отсутствие курса»!
Критически важный период
Москву это тоже заставляет мыслить в неправильном направлении. В отличие от того, что говорилось месяц назад, на этот раз Россия через своего посла выражает поддержку тезису Греции о 12-мильных территориальных водах. В Нагорном Карабахе Россия, воздерживаясь от помощи Армении в рамках официальных союзнических отношений и говоря: «Конфликт происходит на азербайджанских землях», — начинает критиковать политику Анкары на Кавказе.
Таким образом, мы переживаем критически важный период. Практически в каждой проблеме, будь то экономика, терроризм, кипрская проблема, Восточное Средиземноморье и Эгейское море, угроза Турции исходит от США. В этих условиях Турции необходимо продолжать взаимодействие с Россией и Ираном и даже выводить его на стратегический уровень.