вропейский Союз и Великобритания направили в Кремль извещение с напоминанием, где говорится: «Использование химического оружия представляет собой серьёзное нарушение международного права». Всемирная конвенция о запрещении химического оружия была подписана Россией в 1993 году и ратифицирована Москвой в 1997 году.
Таким образом, наложение санкций на российских чиновников за отравление лидера оппозиции Алексея Навального не определенной точно ядовитой субстанцией вполне уместна. Соединенные Штаты пока ещё не предприняли каких-либо действий, однако медлить сейчас явно не стоит.
Алексея Навального, главную фигуру российской оппозиции президенту Владимиру Путину, в августе попытались отравить во время его пребывания в Томске, где он занимался политической деятельностью. Ему стало плохо на борту самолёта, летевшего в Москву; самолёт совершил экстренную посадку в Омске. Во время реабилитации, которую он проходил в Германии, Навальный обвинил в произошедшем лично Путина. Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) установила, что использованная для его отравления субстанция имела «сходные структурные характеристики» с разработанным ещё в советское время ядом нервно-паралитического действия под названием «Новичок». Вместо расследования дела реакцией России на эти заявления стало отрицание своей вины и затемнение подробностей дела.
О покушении на Навального, борца против коррупции, продемонстрировавшего потрясающую стойкость в качестве лидера оппозиции, мы точно знаем одно: оно было санкционировано на высшем уровне. И вот почему. «Новичок» — химическое оружие, изобретённое в Советском Союзе где-то на излёте холодной войны. А заключение ОЗХО сообщает, что субстанция, использовавшаяся в отравлении Навального, могла быть модификацией изобретённых тогда соединений. Все сходится. Кроме того, из сообщений британской стороны нам точно известно, что «Новичок» был использован при отравлении бывшего офицера военной разведки Сергея Скрипаля и его дочери в 2018 году в Англии.
Все эти ситуации — это попытки убийств, организованных государством. Ведь так считает ЕС, в заявлении которого сказано: «В Российской Федерации „Новичок" доступен только государственным органам. В этих обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что во время отравления Алексей Навальный был под надзором российских правоохранителей, вполне логично сделать вывод: отравление возможно было совершить только с привлечением Федеральной службы безопасности России (ФСБ)».
Новые санкции — замораживание активов и запреты поездок в соответствующие страны — наложены на Александра Бортникова, директора ФСБ, преемницы страшного советского КГБ. Затронули они и Андрея Ярина, кремлевского чиновника, «чья роль заключалась в противодействии влиянию Алексея Навального в российском обществе, в том числе посредством операций, направленных на его дискредитацию». Именно за такие операции, согласно своему заявлению, его и наказывает ЕС. Также санкциям подверглись следующие лица: первый заместитель главы администрации Путина Сергей Кириенко, региональный лидер правящей партии, два заместителя министра обороны и Российский научно-исследовательский институт химического оружия (так в тексте, прим. переводчика), который разработал «Новичок».
А что же Соединённые Штаты? Сомнительная привязанность президента Трампа к Путину не может препятствовать присоединению США к санкциям Европы, введённым по отношению к России. Путин, несомненно, собирается просто игнорировать шумиху и ничего не делать, как это было с предыдущими атаками и убийствами. Он должен услышать — ясно и отчётливо — следующее послание Запада. Попытка убить того, кто тебя критикует, — это большая ошибка, за которую придётся дорого заплатить.