Спор вокруг строительства российско-германского газопровода «Северный поток — 2», который может сделать Европу зависимой от поставок российского газа, продолжается уже не первый год. Казалось, что расширенные санкции США смогут остановить это строительство, но они привели только к смене подрядчиков и временной приостановке строительства.
Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Вашингтон работает над созданием коалиции с целью не допустить завершения строительства. Среди ряда немецких и европейских политиков в свете резонансного отравления российского оппозиционера Алексея Навального идут дискуссии о возможном введении санкций, затрагивающих «Северный поток — 2».
Невзирая на политические споры и разногласия, 17 октября министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил, что российский газопровод «Северный поток — 2» будет достроен, несмотря на позицию США. Также министр отметил, что ФРГ не собирается отказываться от диалога с РФ из-за отравления Алексея Навального, так как Москва необходима для урегулирования региональных конфликтов.
Несомненно, часть немецкой политической элиты и влиятельных групп заинтересованы в строительстве газопровода и будут защищать его строительство.
О том, как Германия защищает проект «Северный поток — 2» Русской службе Польского Радио рассказал Гжегож Кучиньский, публицист, автор книг о России, эксперт из Warsaw Institute, где он руководит программой «Евразия».
После назначения на должность нового посла ФРГ в Польше Арндта Фрейтага фон Лорингхофена, которое сопровождалось рядом скандалов из-за его семейной биографии, новый посол дал интервью Польскому агентству печати (PAP), в котором частично критиковал позицию Польши по вопросам истории и энергетической безопасности, тем самым продолжая стратегию Германии по защите «Северного потока — 2». Публицист дал свою оценку такого рода заявлениям посла ФРГ в Республике Польша:
Новый посол, может, не столько критиковал позицию Польши, сколько указывал на то, что его точка зрения как дипломатического представителя ФРГ, не совпадает с нашей (позицией правительства Польши, — прим. ред.). Он как дипломат не мог себе позволить открыто ставить под сомнения политические цели Польши. Однако то, о чем он говорил (в интервью PAP, — прим. ред.) явно указывает на то, что он во многих случаях не согласен с польскими национальными интересами и планами.
В своих ответах он сфокусировался на вопросах, которые легко объективно оценить, — энергетической безопасности и газа. Как мне кажется, отвечая на вопросы о «Северном потоке — 2» посол ФРГ пытался уйти от прямых ответов. Частично его ответы были манипуляцией, а частично — неправдой. Вопрос состоит в том, делал ли он это несознательно, не владея всей информацией, или все же сознательно.
Также эксперт прокомментировал тот факт, что Кремль после санкций США и отравлении Алексея Навального и далее не остерегается того, что Германия может заблокировать строительство «Северного потока — 2»:
Давайте будем честны, аннексия Крыма и оккупация части Донбасса, враждебные провокации и действия против западных стран и стран НАТО не изменили позицию Германии по газопроводу. Поэтому не стоит ожидать, что отравление Алексея Навального могло как-то повлиять на эту устоявшуюся ситуацию. В самой Германии все же возник политический спор о «Северном потоке — 2». Я ещё ранее говорил, что Германия не откажется от реализации этого проекта, и это было ясно, ведь канцлер Германии Ангела Меркель тянула время. Также, исходя из заявлений посла Германии в Польше, можно сделать вывод, что позиция Берлина остаётся неизменной (продолжить строительство, — прим. ред.).
Стоит напомнить также, что все немецкие политики, которые выступали против строительства газопровода, сталкивались с острой критикой со стороны РФ. Тем самым, Кремль посылает в Берлин чёткий сигнал о том, что отказ от реализации «Северного потока — 2» очень негативно скажется на немецко-российских отношениях. Сейчас всё указывает на то, что Германия не планирует отказываться от реализации проекта.
Уже сейчас правительство Германии отмечает, что «Северный поток — 2» — это не только, как утверждалось ранее, коммерческий проект, но также и политический. Меняется риторика и подход к вопросу, но цель остаётся прежней. Почему правительство Германии и далее продолжает защищать этот проект?
Германские власти на протяжении многих лет твердили, что это коммерческий проект. Что, конечно же, с самого начала немного расходилось с реальностью, ведь Газпром является инструментом реализации политики РФ. Украина в своё время подняла вопрос о том, что строительство новой ветки газопровода может привести к снижению поставок газа через её территорию, тем самым увеличив возможность давления на Киев.
Весной 2019 года Ангела Меркель признала, что «Северный поток — 2» имеет и политическую сторону. Немного позже она опровергла это и до нынешнего момента более не подымался вопрос о политической части проекта. Если же учесть тот факт, что сами немцы приняли решение использовать отравление Навального для выхода из проекта, то можно сделать вывод, что сам Берлин придал этому вопросу политическое значение, а заявления, сделанные послом Германии в Польше, только ещё раз подтверждают это.
Гжегож Кучиньский также отмечает, что «Северный поток — 2» имеет очень сильное лоббирование и поддержку влиятельных групп:
Конечно, ведущую роль в поддержке играют немецкие концерны, но не стоит забывать также о том, что в этот проект вовлечены концерны и из других стран. Австрийские фирмы и концерны ещё более агрессивно, нежели немцы, защищают строительство «Северного потока-2». Концерн OMV является одной из пяти западных компаний, которые инвестировали средства в строительство газопровода, формально при этом не принимая в нём участия.
Мы имеем дело с хорошо организованной кампанией, которая очень успешно действует в Брюсселе, в органах ЕС. Было ясно, что немцы использовали свою позицию в структурах ЕС. Конечно, ведётся и информационная война, в которой одним из аргументов являются американские санкции. Немцы пытаются всех убедить в том, что США хотят остановить строительство газопровода лишь для того, чтобы самим занять этот рынок, продавая сжижений газ. Конечно, в этой информационной войне есть также много манипуляций, подлогов и вранья. К примеру, само утверждение посла Германии в Польше о том, что «Северный поток — 2» будет способствовать диверсификации источников энергии в Европе. Это ошибка, ведь газопровод ещё больше укрепит позиции России на энергетическом рынке Европы.
Я не думаю, что спецслужбы как-то вовлечены в эту информационную войну, но мы имеем дело с очень сильным лоббированием этого проекта большинством немецких политиков. Используются также и экономические рычаги давления, и СМИ.