Откровенные фотографии и электронные сообщения, якобы принадлежащие Хантеру Байдену, циркулировали по Украине в прошлом году как раз в тот момент, когда Руди Джулиани искал там компромат на бывшего вице-президента Джо Байдена. Об этом изданию «ТАЙМ» рассказали два человека, которых попросили достать порочащий материал.
О наличии этих электронных сообщений, про которые ранее не сообщалось, стало известно после того, как Джулиани недавно заявил, что личные фотографии и переписку Хантера Байдена он получил из оставленного в Делавэре сломанного ноутбука. Джулиани, являющийся личным адвокатом президента Дональда Трампа, передал эти материалы в информационные издания правого толка, которые начали публиковать их на прошлой неделе. На просьбу рассказать о происхождении полученных материалов Джулиани не откликнулся.
Практика продажи и организации утечек частной переписки получила на Украине за прошлый год такое широкое распространение, что правительство страны объявило о намерении принять против нее соответствующие законы. Бывший советник украинского президента Игорь Новиков, который в настоящее время занимается анализом дезинформации, назвал такую практику «национальным видом спорта» Украины, когда давал интервью «Вашингтон Пост».
Два человека рассказали, что в прошлом году к ним обращались с предложением по поводу предполагаемой электронной переписки Хантера Байдена. Но они не знали, является ли она подлинной, и не стали называть имя человека, стоявшего за этим предложением. Первое такое предложение они получили в конце мая, а второе в середине сентября 2019 года. Они отказались подтвердить, что представленный им материал был тот же самый, который недавно опубликовали в США.
На прошлой неделе газета «Нью-Йорк Пост» приступила к публикации материалов, полученных от Джулиани. С тех пор начались жаркие споры об источниках и подлинности опубликованных электронных сообщений. Хантер Байден и предвыборный штаб его отца отказались от комментариев по поводу утечек информации и подлинности обнародованной переписки. Хантер Байден не смог сказать, откуда взялся этот материал, о чем сообщил знакомый с обстоятельствами этого дела человек.
На прошлой неделе Трамп воспользовался организованными Джулиани утечками информации, чтобы обосновать выдвинутые им против Байденов обвинения в коррупции. Президент потребовал от руководителя Министерства юстиции Уильяма Барра назначить специального прокурора для расследования публикуемых материалов. «Надо, чтобы генпрокурор начал действовать, — сказал Трамп во вторник, давая интервью „Фокс" за два дня до финальных дебатов с Байденом. — Он должен кого-то назначить. Это серьезный нравственный проступок, и об этом должно стать известно до выборов».
Есть одна загадка, связанная с попытками Джулиани помочь Трампу с переизбранием. Речь идет о первоисточнике фотографий и электронных сообщений, публикуемых «Нью-Йорк Пост». Больше ни одно издание, ни одно информационное агентство не смогло проверить содержание утечки. Штаб Байдена, а также руководство национальной безопасности США и социальные сети предупреждают, что среди ставших достоянием гласности материалов могут быть подделки, призванные запутать и ввести в заблуждение избирателей в последние недели предвыборной кампании. Эксперты по дезинформации тоже выражают серьезные сомнения по поводу этих утечек.
Люди, рассказавшие о том, что их в прошлом году спрашивали о фотографиях и переписке Хантера Байдена, не знают, из одного ли они источника, что и те материалы, которые Джулиани передал СМИ. Когда «Нью-Йорк Пост» на прошлой неделе опубликовала первые фотографии Хантера Байдена, один из этих людей сказал: «Это напоминает ту самую информацию, с которой нас ознакомили год назад».
Давая интервью «ТАЙМ», второй человек рассказал о предложении, которое они получили в середине сентября 2019 года в столице Украины Киеве. По его словам, он от этого предложения отказался, а вспомнил о нем в деталях лишь после того, как на прошлой неделе в «Нью-Йорк Пост» появились похожие материалы. Этот человек утверждает, что предлагавшие данные материалы люди хотели продать их вполне определенным покупателям: союзникам президента Трампа из Республиканской партии. По его словам, они просили за эти материалы пять миллионов долларов. «Я отказался, потому что это ужасно пахло», — заявил этот человек.
В своем первом материале о Хантере Байдене от 14 октября «Нью-Йорк Пост» опубликовала «неопровержимое доказательство» в виде переписки от апреля 2015 года между Хантером Байденом и советником украинской газовой компании «Бурисма», где Хантер занимал высокооплачиваемую должность в совете директоров, в то время как его отец был вице-президентом. Подтвердить подлинность переписки не удалось. Речь там идет о том, что этот советник по имени Вадим Пожарский «встречался и проводил время» с Джо Байденом благодаря представлению Хантера Байдена. Если такая встреча имела место, это опровергает неоднократные утверждения Байдена и его сына о том, что они никогда не обсуждали «Бурисму».
Штаб Байдена заявил, что такой встречи не было. Амос Хохштейн (Amos Hochstein), в 2015 году работавший у Джо Байдена советником по украинским делам, заявил, что вице-президент не присутствовал на встрече с Пожарским. «Они (люди из компании „Burisma Holdings" — прим. ред.) никогда не встречались с Байденом. Никогда», — сказал Хохштейн «ТАЙМ».
Во время прошлогодних поездок по Европе Джулиани встречался со многими украинскими политиками, бизнесменами и бывшими руководителями из правоохранительных органов, которых он с тех пор называет «разоблачителями» и свидетелями коррупционной деятельности семейства Байденов на Украине. Но ни одно из обвинений, которые эти источники озвучили через Джулиани, не подвергалось публичной проверке. Также нет никаких доказательств противоправных действий Джо Байдена на Украине.
Когда «ТАЙМ» спросил бывшего советника украинского президента Новикова о предложениях продать электронные сообщения Хантера Байдена, тот ответил, что в торговле такими материалами на Украине «нет ничего нового». Торговля компроматом набрала обороты в этой стране с прошлого года, когда Украина запуталась в паутине внутренней политики США, особенно во время расследования в отношении Трампа, которого хотели подвергнуть импичменту, рассказал Новиков. Различные политтехнологи со всех ног кинулись искать компромат на Байденов по призыву Джулиани, создав, как выразился Новиков, «катализатор дезинформации». Он отметил, что к любым материалам на эту тему надо относиться с большой осторожностью, потому что их «очень легко подделать, но очень трудно проверить».
Когда «Нью-Йорк Пост» стала публиковать переписку и фотографии Хантера Байдена, федеральные следователи попытались определить, откуда взялись эти электронные сообщения, и связаны ли они как-то с иностранными попытками повлиять на выборы в США. Об этом говорится в сообщении «Эн-Би-Си Ньюс» от 15 октября.
В конце прошлого года российская военная разведка ГРУ взломала компьютерные системы украинской газовой компании «Бурисма», очевидно намереваясь украсть ее внутренние документы и переписку. Об этом говорится в докладе, опубликованном в январе экспертами по кибербезопасности. «Это важно, потому что „Бурисма" публично впуталась во внешнюю и внутреннюю политику США», — написали эксперты из фирмы кибербезопасности «Эриа 1» (Area 1), соучредителем которой является бывший хакер американского Агентства национальной безопасности. В январском докладе звучит предостережение о том, что взлом систем «Бурисмы» может быть «предварительным оповещением» о российских планах вмешательства в выборы 2020 года с использованием тех же методов, которые Москва применяла в 2016 году.
Во время декабрьской поездки на Украину Джулиани встречался с украинским депутатом, которого Министерство финансов США позже назвало «активным российским агентом», издавна поддерживающим связи с российскими разведслужбами. Этот депутат по имени Андрей Деркач не откликнулся на просьбы дать комментарии на эту тему.
Выступая в понедельник в соцсетях, Деркач заявил, что опубликованное «Нью-Йорк Пост» «скандальное расследование» скоро получит продолжение в виде второго ноутбука, где якобы содержится частная переписка и фотографии Хантера Байдена. «Факты, подтверждающие международную коррупцию, хранятся во втором ноутбуке, — написал Деркач. — Это не последние доказательства и не последний ноутбук».