Уже само название опубликованного Кремлем документа, «Заявление Владимира Путина о дополнительных шагах по деэскалации обстановки в Европе в условиях прекращения действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности», содержит элемент иронии или лицемерия. Москва, которая, по мнению международных экспертов, развертывая ракеты 9М729 для комплексов «Искандер», нарушила положения документа о ракетных вооружениях наземного базирования дальностью 500 — 5500 километров, заявляет, что она этого не делала. Одновременно Россия в одностороннем порядке обязуется не размещать спорные ракеты 9М729 на «европейской части своей территории», а взамен предлагает разрешить ей проводить проверки комплексов «Иджис Эшор» (например, в польском Редзиково, где, как неоднократно заявляли россияне, НАТО якобы может размещать ракеты «земля — земля»), а представителям Альянса — объектов в Калининградской области.
«Целью верификационных мероприятий стало бы подтверждение отсутствия на охваченных договоренностями объектах наземных РСМД, а также вооружений, по характеристикам и классификации которых стороны не смогли договориться (российская ракета 9М729)», — говорится в заявлении. Каким образом западная сторона могла бы проверить параметры 9М729, тем более в находящейся в Европе Калининградской области, где таких вооружений быть не должно, Кремль не поясняет.
Россия в очередной раз призывает европейских членов НАТО принять такой мораторий, который якобы в одностороннем порядке приняла она сама. Сложно, однако, представить себе европейский аналог вывода российских ракет за Урал. Фактически это означает отказ от собственных или американских ракет средней дальности в Европе взамен за обещание, что российские «Искандеры» не станут вооружать ракетами, которые могут долететь до Берлина или Парижа (разумеется, до того момента, пока Кремлю это будет выгодно).
Гораздо легче перевезти российские ракеты из-за Урала (они используются с мобильными ракетными комплексами, которые можно транспортировать воздушным путем, что россияне отрабатывали с «классическими» ОТРК «Искандер»), чем перебросить американские из-за океана (не говоря уже о размещении ракет в стационарных ракетных установках в Редзиково, ведь это потребует модификации всей системы «Иджис Эшор», предназначенной для использования с определенным количеством зенитных ракет).
Также следует напомнить, что Россия занимается не только разработкой наземного варианта комплекса «Калибр» морского базирования, но и, как США, мобильных пусковых установок для гиперзвуковых ракет. По сравнению с ними «Искандер» представляет меньшую опасность как в контексте радиуса поражения, так и времени полета ракеты, от которого зависит, сколько времени на реакцию есть у противоракетных систем: несколько минут или несколько десятков секунд. Я говорю здесь о наземных установках, а россияне помимо прочего утверждают, что они испытали и приняли на вооружение гиперзвуковые ракеты «Кинжал», которые могут использоваться, в частности, с истребителем МиГ-31.
Предложение Владимира Путина заключается в том, что угрозу, возникшую после выхода США из ДРСДМ, можно ликвидировать посредством запрета на размещение американских ракет средней дальности в Европе при обещании России держать свои вдали от НАТО. А речь идет не только о Калининградской области. Такие ракеты можно столь же успешно запускать из окрестностей Петербурга или с территории Белоруссии, куда россияне, как они неоднократно доказали, способны перебросить их из Сибири в течение полусуток.
Опубликованные Кремлем предложения следует трактовать не как стремление найти выход из кризиса, вызванного приостановкой действия ДРСМД, а как попытку ограничить поле маневра НАТО и сохранить тот перевес, который дают России ракеты 9М729. Владимир Путин предстает как защитник мира, сторонник разоружения и ограничений в сфере ядерных вооружений, предлагая распространить мораторий, который сменит РСМД, на азиатский регион. Фактически это означает, что в конфронтации с Китаем, который наращивает ракетный потенциал, у американцев были бы связаны руки, в чем наверняка также заинтересована Москва. Заявление российского президента можно подытожить старой польской пословицей, звучащей например, в романе «Потоп» Генрика Сенкевича: «Черт ризы надел и хвостом к обедне звонит».