Едва ли для кого-то стало неожиданностью, что терроризм XXI века добрался и до Вены. Вчерашняя террористическая атака — одновременно история и острая современность. В этом городе часто так бывает.
Оккупация австрийской столицы Османской империей, которая закончилась в 1683 году битвой под Веной, — не теряющий актуальности источник вдохновения для находящихся по разные стороны культурных баррикад политических и религиозных бойцов нашего времени. Террорист Андерс Беринг Брейвик (Anders Behring Breivik) в своем печально известном манифесте назвал, например, 1683 год «Днем независимости» Западной Европы. И сам он постепенно радикализовался именно на сайте «Ворота Вены» (Gates of Vienna). С другой стороны, для воинов политического исламизма Вена символизирует болезненное поражение, унижение, которое трудно забыть.
Так что Вена несет в себе очень мощный символический смысл, вокруг которого нередко ведутся споры. И все-таки вчерашняя атака стала шоком. Терроризма здесь не было уже несколько десятилетий. Зато до этого теракты случались часто.
В 1975 году шесть сторонников «арабской революции» во главе с Ильичом Рамиресом Санчесом (Ilch Ramírez Sánchez — он же Карлос Шакал) доехали на трамвае по центральной улицы Рингштрассе до главного офиса ОПЕК. Они захватили в заложники министров нефтедобывающих стран и потребовали поддержать Палестину и пообещать, что ни одна арабская страна не признает государство Израиль. В ходе теракта погибли три человека.
Через несколько лет, в августе 1981 года, двое тяжеловооруженных палестинцев прорвались в синагогу на Зайтенштеттенгассе в центре Вены — как раз там, откуда началась серия атак в понедельник. Тогда, 40 лет назад, погибли два человека, а 21 был ранен, причем многие тяжело.
Но после волны терактов 1980-х годов в Вене стало очень спокойно, а Австрия избежала исламистского насилия последних десятилетий. У страны совершенно иное колониальное прошлое, чем у Франции или Великобритании, и ее как нейтральное государство давно считают незначительным и безобидным участником геополитических столкновений.
Но сейчас кажется, что спокойствие последних лет было обманчивым. Короткая передышка. Тем, кто хочет посвятить жизнь борьбе культур, борьбе не на жизнь, а на смерть, Вена подходит слишком хорошо — она прекрасно вписывается в старинную схему. И потому снова наступает 1683 год.
Утверждая, что Австрия должна заплатить за то, что поддерживает возглавляемый США крестовый поход против ИГИЛ*, джихадисты прекрасно вписываются в ту самую старую и затертую картину мира.
Если в 1980-е терроризм в Вене был антисемитским, то в 2020 году у террористических атак, похоже, более размытые и обширные цели. Синагога на Зайтенштеттенгассе расположена в одном из самых шумных кварталов Вены. Там туристы и сами венцы обычно слоняются от одного бара или ночного клуба к другому. Этот район называют Бермудским треугольником: тот, кто в него попадает, рискует никогда оттуда не выбраться.
Подобно якобы богохульным карикатурам, эта беспорядочная ночная жизнь также является частью открытого общества, а значит, врагом всего закрытого и непроницаемого.
* террористическая организация, запрещена в РФ