Вступив в должность, избранный президент США Джо Байден столкнется с колоссальными вызовами, начиная с непрекращающейся пандемии covid-19 и ее экономических последствий. Если говорить о внешней политике, то во главе списка будет Китай и задача по восстановлению и укреплению полуразрушенных альянсов. Также в первых строках будут отношения с Россией и с ее президентом Владимиром Путиным.
При Путине Россия представляет угрозу существованию США, других стран Запада, а также государств, которым выпало на долю быть соседями России. Россия является также угрозой для ее собственного народа. Похоже, Байден это понимает, и не в последнюю очередь потому, что он сам стал жертвой российского вмешательства на выборах 2020 года. В этом плане следует отметить связанную с Россией кампанию дезинформации, которая имела целью опорочить Байдена и его сына Хантера.
В этом году Байден написал: «Чтобы противостоять российской агрессии, мы должны поддерживать на должном уровне военный потенциал [НАТО] и расширять свои возможности по борьбе с нетрадиционными угрозами, такими как применяемая в качестве оружия коррупция, дезинформация и киберкражи». Он продолжил: «Мы должны реально наказать Россию за нарушения международных норм и выступить на стороне российского гражданского общества, которое снова и снова отважно выступает против клептократической авторитарной системы президента Владимира Путина». Давая перед выборами интервью «Си-Би-Эс ньюс» Байден сказал, что считает Россию «самой большой угрозой Америке в плане ее способности разрушать нашу безопасность и наши альянсы».
Это вполне здравые мысли, и Байден наверняка будет назначать на важные посты таких людей, у которых похожие взгляды на путинскую Россию. Тем не менее, есть и другие, менее разумные люди. К ним относятся, скажем, авторы открытого письма, опубликованного в этом году изданием «Политико». Они выступают за «переосмысление» американской политики в отношении России и предлагают начать «серьезный и последовательный диалог, который поможет выяснить глубинные причины недоверия и враждебности, и в то же время — сосредоточиться на важных и неотложных проблемах безопасности, с которыми сталкиваются наши страны».
Не должно быть никакой путаницы по поводу источников недоверия и враждебности в российско-американских отношениях. Для начала, Путин пришел к власти на фоне четырех подозрительных терактов в России, которые произошли осенью 1999 года и унесли жизни 300 россиян. При президенте Путине была проведена жестокая военная кампания в Чечне, результатом которой стали десятки тысяч погибших. Со временем она привела к власти в Чечне одного из самых безжалостных региональных лидеров в мире, а именно Рамзана Кадырова.
Под руководством Путина Россия в 2008 году вторглась в соседнюю Грузию, а в 2014-м совершила нападение на Украину. Она незаконно присоединила Крым и до сих пор оккупирует территории в этих двух странах, а также молдавский регион Приднестровье. Путин также несет ответственность за сбитый в 2014 году в небе над восточной Украиной авиалайнер компании «Малайзийские авиалинии», на борту которого находилось 298 человек. Он поддерживает самовластных лидеров из числа своих единомышленников, в том числе думающего с ним в унисон президента Белоруссии Александра Лукашенко. Поддерживает Путин и кровожадного сирийского президента Башара аль-Асада, а также венесуэльского правителя Николаса Мадуро. По широко распространенной имеющейся информации, русские обещали денежные награды за головы американских солдат в Афганистане. В разгар пандемии COVID-19 русские хакеры проводили атаки с использованием вирусов-вымогателей против американских больниц и медицинских научно-исследовательских учреждений.
Путин в большей степени заинтересован не в улучшении двусторонних отношений, а в изображении США главным врагом России, чтобы оправдать свои политические репрессии внутри страны. Он обвиняет США в организации протестов против его власти в России, которые на самом деле возникли совершенно спонтанно, а также в создании протестных движений в соседних странах. Путин видит в демократических системах государственного управления угрозу авторитарной и клептократической власти, которой он руководит в России. Он не желает США ничего хорошего, никакого добра не желает он и отдельным американцам. На самом деле, он стремится нанести Америке и ее союзникам как можно более реальный вред.
Некоторые прежние администрации испытывали соблазн поладить с Россией. Бывший президент Джордж Буш произнес знаменитую фразу о том, как он после первой встречи с Путиным в 2001 году заглянул к нему в душу. Это было ближе к концу второго срока Буша, и ему хотелось наладить отношения с Россией. И вот результат — Путин вторгся в Грузию. Бывший президент Барак Обама пытался организовать «перезагрузку» с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, однако в ответ, когда Обама пошел на второй срок, Путин вдруг напал на Украину. Президент Дональд Трамп пытался действовать с Путиным методами личной дипломатии, но российско-американские отношения опустились едва ли не до самой низкой отметки за десятилетия.
Вся проблема в Путине. Он просто не заинтересован ни в каком переосмыслении российско-американских отношений, если это не подразумевает капитуляцию Вашингтона. Пока Путин находится у власти, нет никакого смысла тратить драгоценное время и усилия дипломатов и президента США на попытки улучшить отношения с Москвой. Но здесь есть одно исключение. Это вопросы контроля вооружений, ведь США и Россия взаимно заинтересованы в продлении договора СНВ-3, действие которого истечет в феврале будущего года. Соединенные Штаты сумели подписать несколько соглашений с Советским Союзом в области контроля вооружений в годы холодной войны, когда две страны были соперницами. Сегодня Вашингтон тоже в состоянии найти общие позиции с Москвой, считая при этом путинскую Россию угрозой практически по всем остальным вопросам. Россия и США не хотят и не могут себе позволить вступить в дорогостоящую и дестабилизирующую гонку вооружений.
Думая о России, администрации Байдена следует вспомнить и усвоить ошибки прежних администраций при выстраивании отношений с этой страной. Путин нанес немало вреда на российской периферии и за ее пределами. Поэтому Запад должен давать ему серьезный отпор, а США обязаны возглавить эти усилия, тесно сотрудничая с союзниками в Европе и других местах. По сути дела, администрации Байдена надо будет разработать политику сдерживания.
В качестве первого шага при реализации такой политики сдерживания США должны относиться к своим союзникам как к партнерам, а не как к целям, требующим уничтожения. Да, между союзниками могут возникать разногласия, но Евросоюз и Германия не представляют никакой угрозы для США, что бы ни думал о них Трамп. Борьба между США и их европейскими друзьями дает Путину немало благоприятных возможностей для его козней с целью и дальше портить их отношения. При этом он использует имеющиеся разногласия. Вашингтон может абсолютно не соглашаться с Берлином в вопросе «Северного потока 2», однако американская администрация не должна смотреть на канцлера Германии Ангелу Меркель, которая объединяет и сплачивает Европу, так же, как она смотрит на Путина. Противодействие Путину будет намного эффективнее, если США и Европа станут действовать заодно.
Очень часто кажется, что Вашингтону улучшение отношений с Москвой нужнее, чем Москве с Вашингтоном. Из-за этого Соединенные Штаты порой выглядят как отчаявшаяся и слабая страна, которой приходится дожидаться, когда Россия, наконец, займется решением проблем в отношениях всерьез и конструктивно. Ждать наверняка придется долго, но в действительности России Запад нужен больше, чем Россия Западу. Трамп неоднократно заявлял, как было бы замечательно, если бы они с Путиным сумели поладить. Замечательно для кого, как не для Путина? Байден должен избегать перевода отношений в личную плоскость, как Трамп пытался поступить с Путиным, а Обама с Медведевым. Этим расположение не завоюешь.
Администрации Байдена следует иметь в виду, что российский режим и Путин — это не то же самое, что российский народ. Путин проводит политику и осуществляет действия, которые выгодны ему и его безнравственному окружению. Населению же России действия Путина невыгодны. В то время как Путин видит в США врага, только три процента россиян придерживаются такого же мнения, о чем говорят данные опроса, проведенного в этом году Левада-Центром (правда, этот процент в ходе последнего опроса все того же центра каким-то необъяснимым образом подскочил до 70).
Байден намерен «реально наказать Россию за нарушения международных норм и выступить на стороне российского гражданского общества». Это демонстрирует его готовность проводить долгожданную политику на основе принципов и ценностей. Учитывая отвратительные показатели России в области прав человека, администрация Байдена должна активно осуществлять на практике закон Магнитского, карая российских чиновников, причастных к злостным нарушениям прав человека. Список жертв таких нарушений со стороны путинского режима очень длинен, и что самое важное: речь идет о мнимых врагах России. Там есть убийства, отравления, совершенные как в России, так и за рубежом. Среди жертв нападений бывшие шпионы, такие как Александр Литвиненко и Сергей Скрипаль, журналистка Анна Политковская, лидеры оппозиции Борис Немцов, Владимир Кара-Мурза и Алексей Навальный.
Если ЕС недавно ввел санкции против ряда российских руководителей, подозреваемых в причастности к отравлению Навального, то США не сделали ничего в этом отношении, а Трамп просто промолчал. Байден должен недвусмысленно осудить такие действия и покарать за них. Если США будут игнорировать правонарушения Путина, это только придаст ему смелости.
Байдену не следует прислушиваться к советам об отмене или облегчении санкций против России, пока Путин не выведет свои войска с Украины и не освободить безусловно украинский Крым. Байден также должен применять санкции и контрмеры против русских хакеров и троллей. Вместо того, чтобы облегчать санкции, ему следует периодически ужесточать их — лучше всего одновременно с ЕС. А еще он должен ясно дать понять, что эти меры не будут отменены до тех пор, пока Путин не изменит свое поведение.
Байден также должен отвергнуть любые советы о предательстве в отношении несчастных соседей России. Например, таким предательством станет отказ Украине и Грузии в их просьбах о вступлении в НАТО. Вашингтон должен с уважением относиться к устремлениям народов этих стран, стремящихся присоединиться к евроатлантическому сообществу. Граждане прибалтийских государств, которые в 2004 году вступили в НАТО, по ночам спят спокойнее, зная, что у них есть гарантии безопасности, защищающие их от путинской агрессии. Народы Грузии и Украины имеют право на то же самое. В противном случае НАТО даст России фактическое право вето на вступление этих государств в евроатлантические институты и подтолкнет Путина к дальнейшим территориальным захватам и удушению устремлений других стран.
Байден должен лично продемонстрировать свою поддержку. Ни Обама, ни Трамп не посещали Украину и Грузию в свою бытность президентами и не демонстрировали американскую поддержку этим неокрепшим демократиям на высшем уровне. Байден много раз бывал в этих странах, и он должен посетить их снова во время своей поездки в Европу. Инвестиции в успех этих стран станут хорошим способом укрепить их защиту от Москвы. А еще он должен однозначно поддержать народ Белоруссии в его борьбе против Лукашенко.
И наконец, Соединенные Штаты должны отказаться от своего пособничества российской коррупции. Коррупция является самым порочным и успешным оружием Путина, и Запад алчно ее импортирует. Отрадно видеть, как Байден подчеркивает необходимость бороться со «злоупотреблением служебным положением, конфликтами интересов, грязными деньгами и откровенной коррупцией, которая служит узкокорыстным, частным и иностранным интересам, и ослабляет нашу демократию». Если отрезать потоки грязных российских денег, идущих в безопасную финансовую систему США и на рынок недвижимости, а также лишить эти средства анонимности, это станет мощным сигналом о том, что ситуация кардинально изменилась.
Вашингтону не надо переосмысливать, перезагружать отношения с Москвой и искать к ней новые подходы с целью сближения. Трезвый анализ и политика сдерживания — это лучший способ справиться с угрозами со стороны путинской России. У Байдена здравые мысли и порывы. Будем надеяться, что он со своей администрацией им не изменит.