Российский президент Владимир Путин пока хранит молчание по поводу победы избранного президента Джо Байдена на ноябрьских выборах. Зато другие русские не стали соблюдать в сложившейся ситуации тактичную тишину. Оппозиционный лидер Алексей Навальный, все еще поправляющийся после отравления предназначенным для военных целей нервно-паралитическим химоружием в августе, поздравил Байдена в сети «Твиттер» еще 8 ноября. Он расхвалил «свободные и честные выборы» в США. И даже специально отметил, что такие выборы являются «привилегией, которая доступна не всем странам».
Когда Байден займет свой офис в Белом доме в январе, и так задействованные в постоянной борьбе лидеры российской оппозиции сразу же призовут его более активно вступить в конфронтацию с путинским режимом. Предлагаемые методы — жесткие и бьющие по широкому кругу целей санкции, накладываемые с целью помочь этим российским оппозиционным лидерам восстановить демократию в России. Владимир Кара-Мурза, активист российского демократического движения и председатель Фонда Бориса Немцова так высказался по этому поводу в интервью Time:
"Только россияне могут принести демократию в Россию. Но президент должен перестать легитимировать и таким образом давать силы путинскому режиму, который нарушает или просто игнорирует демократические нормы. И если честно: в течение 20-летнего срока путинского правления ни один президент США не сделал этого".
В течение минувших четырех лет отношение США к России было то резко карающим, то, напротив, чересчур балующим. Конгресс США резко отрицательно, делом ответил на вмешательство России в президентские выборы 2016-го года в США. Санкции были наложены на десятки российских юридических и физических лиц за вторжение в выборы и другую подрывную деятельность. Но в то же время Трамп похвалил Путина за его стиль руководства, предложил вернуть Россию в состав нынешней Большой семерки и даже подверг сомнению выводы своих собственных спецслужб во время совместной пресс-конференции с Путиным.
Критики утверждают, что поведение Трампа постоянно снижало эффективность американской политики санкций в отношении России. Белый дом не раз сигнализировал, что «тем или иным образом, но России не придется столкнуться с последствиями — с наказанием за нарушения Россией прав человека». Таково мнение Эдварда Фишмана (Edward Fishman), бывшего сотрудника отдела планирования госдепартамента. В отличие от многих мировых лидеров, Трамп так и не собрался осудить Россию за отравление Навального. Кроме того, Трамп, в отличие от лидеров Великобритании и Евросоюза, не наложил соответствующих санкций на Россию. (Навальный говорит, что Путин стоял за отравлением, но Кремль отрицает любое свое участие.) И вот эта реакция Трампа [на отравление Навального] «особенно возмутительна», считает Фишер.
Байден тем временем уже осудил Россию за отравление Навального и заявил, что «молчание Трампа — это соучастие в преступлении». В марте он обещал «заставить Россию заплатить настоящую цену» за ее правонарушения во внутренней и внешней политике. Байден также пообещал «стоять плечом к плечу с российским гражданским обществом».
По мнению Владимира Кара-Мурзы, неплохим дебютным ходом для администрации Байдена было бы наложить санкции на шестерых кремлевских чиновников, которые уже подверглись санкциям со стороны ЕС в связи с отравлением Навального. Можно было бы также подвергнуть санкциям и других российских чиновников в соответствии с Актом Магнитского.
Подписанный еще при администрации Обамы и ставший законом еще в 2012-м году, Акт Магнитского назван так в честь юриста Сергея Магнитского, который умер в тюрьме после того, как дал показания о коррупции в российском правительстве. (Так в тексте, на самом деле аудитор Магнитский сидел в следственном изоляторе по подозрению в том, что помогал в незаконных действиях своему боссу, хозяину инвестиционного фонда Hermitage Биллу Браудеру, приехавшему в Россию в 1996-м году с несколькими миллионами не своих инвестиций и ставшему менее чем за 10 лет жизни в России миллиардером. До того, как им занялась юстиция РФ в 2005-м году, Браудер многократно превозносил Путина в печати — прим. ред.). Акт Магнитского наказывает российских нарушителей прав человека, а также российских коррупционеров. Среди мер воздействия — замораживание их счетов в американских банках и арест их недвижимости в США, а также запрет на въезд в Соединенные Штаты.
«Одной из определяющих черт путинского режима является возмутительное лицемерие. В рамках этого лицемерия те самые люди, которые нарушают и уничтожают базовые демократические нормы в России, потом приезжают на Запад и хотят наслаждаться всеми благами и привилегиями, которые те же самые демократические нормы дают всем людям в западных странах», — говорит Владимир Кара-Мурза.
Российские чиновники и бизнесмены давно уже выбрали Лондон, Нью-Йорк и Майами как предпочитаемые места для сокрытия своих денег, покупки роскошной собственности и помещения своих детей в образовательные учреждения. Длившееся три года расследование, осуществленное западной организацией «Проект по рапорту о об организованной преступности и коррупции», а также расследовательским Интернет-сайтом «Новая газета», — это расследование дало результаты еще в 2017-м году. Тогда было выяснено, что сотни миллионов отмытых российских долларов нашли свой путь в американские банковские сейфы, включая 63,7 миллиона долларов в таких банках, как CitiBank и Bank of America.
Хотя США были «по любому объективному измерению» успешны в применении Глобального Акта Магнитского, налагающего наказания без суда на всех лиц, совершающих нарушения прав человека за пределами США, а также карающего коррумпированных чиновников, американцами была сделана одна «крупная ошибка», а именно: было неправильно не наказать намного большее число россиян в соответствии с Актом Магнитского. Таково мнение Билла Браудера, главы инвестиционного фонда Hermitage Capital. Браудер был клиентом Магнитского в коррупционном деле, ставшем причиной его смерти. С тех пор Браудер ведет кампанию против коррупции и нарушений прав человека в России. При Обаме санкции в связи с коррупцией и нарушениями прав человека в России налагались каждый год. Однако при Трампе не было никаких санкций в 2018-м году, не были они наложены и в нынешнем, 2020-м, по крайней мере на данный момент, отмечает Браудер.
По крайней мере 50 российских чиновников оказались под прицелом США в связи с Актом Магнитского. Но существует множество других подходящих кандидатов, и таких подпадающих под критерии Акта людей намного больше, чем уже наказанных, утверждают активисты. В это число входят пропагандисты типа главы Russia Today Дмитрия Киселева, который вел кампанию демонизации оппонентов Путина, включая ныне убитого Бориса Немцова. «Свидетельства и доказательства есть в изобилии, — говорит Кара-Мурза. — Законодательная часть уже готова. Все, что нужно, — это политическая воля».
Браудер ожидает, что Байден будет наращивать давление на Путина в связи с плохими показателями российского президента по части прав человека. «Я думаю, это будет важная тема», — говорит Браудер. Такие аналитики, как Татьяна Становая, глава компании R.Politik, занимающейся политическим анализом, соглашаются. «Россия ожидает, что Байден ужесточит санкционную политику и будет активнее реагировать на нарушения прав человека», — говорит она. Это, кстати, может быть причиной молчания Путина по поводу победы Байдена на выборах. «Появление Акта Магнитского было одной из самых неприятных новостей, которые Путину пришлось получить в связи с его отношениями с США», — говорит Браудер.
Но не для всех именно санкции являются приоритетом. «Санкции — это не серебряная пуля», — говорит Владимир Ашурков, исполнительный директор Антикоррупционного фонда России. Хотя личные, персонально направленные против того или иного человека санкции могут быть «очень полезны», не они являются самыми «эффективными инструментами» в достижении «долговременных перемен» в России. Особенно в том, что касается гражданских свобод или свободы прессы, отмечает Ашурков. «Самым важным аспектом внешней политики США в отношении России должно стать восстановление США в роли глобальной державы, продвигающей демократию и права человека. А также державы, укрепляющей трансатлантические отношения через НАТО», — говорит Ашурков.
Настоящая борьба с проникновением коррупционных русских денег на Запад — такая борьба потребует намного больше, чем просто индивидуальные санкции, говорит Ашурков. «Разрушение сети действующих у нас прислужников — финансистов, банкиров, юристов — тех лиц, благодаря которым грязные русские деньги и проникают к нам, вот такой шаги будет иметь более мощный эффект. Но такой шаг потребует политической воли», — говорит он. ЕС недавно ввел в действие несколько новых директив по борьбе с отмыванием денег. Некоторые аналитики говорят, что пора бы и США в этом деле идти в ногу с ЕС. Вот мнение Найджела Гульд-Дэйвиса, бывшего главы экономического отдела британского посольства в Москве и экс-посла в Белоруссии: «Для Запада было бы недостаточно сопротивляться российскому влиянию традиционными дипломатическими и военными способами. Западу необходимо защитить свои собственные внутренние системы от подрывного эффекта иностранных денег», — говорит он.
Для российской оппозиции 2024-й будет годом, когда обещание Байдена занять твердую позицию по России подвергнется испытанию. Весной 2024-го года Россия будет проводить президентские выборы. По результатам конституционной реформы, которая, по оценке Европейского парламента, была «введена в действие неправильно», у Путина появляется возможность сохранять президентский пост и после окончания его последнего мандата в 2024-м году. (Так в тексте. На самом деле у Путина появилась возможность еще раз выдвинуть свою кандидатуру на выборах — прим. ред.) «Эти поправки в конституцию незаконны и не имеют никакой юридической силы», — сказал Кара-Мурза.
Если Путин попытается цепляться за власть и после окончания своего нынешнего срока, а большинство наблюдателей ждут от него именно этого, он должен стать таким же нелегитимным, как диктаторы Александр Лукашенко (Белоруссия) и Уго Чавес (Венесуэла), добавляет Кара-Мурза. По его словам, оба нелегальны в глазах Вашингтона (на самом деле умерший в 2013-м году президент Венесуэлы Чавес три раза легитимно выигрывал выборы, США не объявляли его незаконным; возможно, произошла путаница с нынешним президентом Мадуро, которого не признает значительная часть западных стран — прим. ред.)
«Должна быть четкая политика непризнания со стороны свободного мира, безусловно, руководимого Соединенными Штатами», — говорит Кара-Мурза.