Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Андрей Тарковский-младший: папа предупреждал о климатическом кризисе еще в 1970-е (Dagens Nyheter, Швеция)

© РИА Новости Варвара Гертье / Перейти в фотобанкАндрей Тарковский, граффити на аллее Славы в Иванове
Андрей Тарковский, граффити на аллее Славы в Иванове - ИноСМИ, 1920, 21.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шведская газета пообщалась с Андреем Тарковским-младшим, который снял документальный фильм о знаменитом отце. Больше всего легендарный кинорежиссер был доволен своей пророческой экологической антиутопией «Сталкер», и в ней он предсказал нынешний климатический кризис.

Андрей Тарковский-младший дал своему легендарному отцу слово в новом документальном фильме. Произведение с поэтическим названием «Андрей Тарковский. Кино как молитва» — увлекательное путешествие в закоулки души русского мастера.

Звезда киномира Андрей Тарковский, конечно, чаще всего ассоциируется с неторопливыми, метафизическими, полными символов и экзистенциально-религиозных проблем фильмами. Но сам он относился к своим работам непринужденно.

В документальном фильме «Андрей Тарковский. Кино как молитва» есть юмористический эпизод, где русский режиссер весело рассказывает о первом публичном показе «Андрея Рублева» (1966). После показа начался жаркий спор о том, как толковать фильм. Перепалка затянулась, и уже было довольно поздно, как вдруг в обсуждение вмешалась какая-то женщина:

«Мне убраться здесь надо. Что касается фильма — там все совершенно ясно! Идите отсюда!»

 «Хорошо. Скажите тогда, что ясно?» — спросили ее.

Она ответила: «Очень просто. Человек серьезно заболел, испугался, что может умереть, начал вспоминать всякие гадости, которые делал другим людям. Он хотел попросить прощения. Вот и все».

Как рассказывает Тарковский, эта женщина даже школу не закончила, но ее толкование было более точным, чем трактовки присутствовавших в зале кинокритиков, которые «совершенно ничего не понимают!»

«Ха-ха, для папы важнее всего было, чтобы его фильмы смотрели детским взглядом и воспринимали их на уровне чувств. По его мнению, его фильмы ни за что нельзя понять, анализируя их интеллектуально. Я заметил, что молодые режиссеры часто относятся к нему как к легенде, но для него всегда имело значение лишь само произведение искусства. Он ненавидел, когда искусство становилось эгоистичным, нарциссическим и самодовольным», — рассказывает его сын Андрей Тарковский-младший, снявший фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва».

Этот документальный фильм можно было бы назвать «Что в голове у Тарковского» — таков иллюстрированный внутренний монолог, составленный из аудиозаписей бесед с легендарным режиссером. Тарковский рассказывает о своем взгляде на мир, искусство, религию и общество, перемежая это множеством бессмертных философских шуток. Параллельно зрителю показывают недавно отснятый материал с тех мест, где он работал над фильмами.

«Я хотел создать контакт между ним и публикой без всяких фильтров. Такое ощущение, что за все эти годы книги о нем словно заслонили его самого. Было здорово дать ему еще один шанс высказаться от первого лица», — говорит Андрей Тарковский-младший, с которым мы связались с помощью Zoom. Он находится во Флоренции, в том же доме, где жил его отец после отъезда из Советского Союза в 1980-х годах.

Андрею Тарковскому было всего 16 лет, когда его отец в 1986 году умер от рака — всего через полгода после премьеры последнего фильма «Жертвоприношение» в Швеции. Он описывает отца как сильную личность с «совершенно свободной душой» и рассказывает, что тот абсолютно всегда был сосредоточен на работе, а за обеденным столом щедро пичкал сына философскими пассажами.

«Он не делал никакой разницы между жизнью и искусством. Я узнаю биографические детали во всех его фильмах, особенно в „Зеркале". Я был тогда слишком молод, чтобы понять некоторые вещи. Так что этот документальный фильм и мне дает шанс встретиться с отцом снова и побеседовать с ним так, как мы в реальности не успели», — говорит Андрей Тарковский-младший, сын режиссера от второго брака с ассистенткой Ларисой.

В фильме Тарковский рассказывает, что больше всего доволен своей пророческой экологической антиутопией «Сталкер» (1978). Постапокалиптический сюжет этого фильма рассказывает о трех мужчинах, которые хотят изменить свою жизнь, проникнув в запретную зону, где действуют сверхъестественные силы. Часть сцен снимались в Чернобыле. В документальном фильме Тарковский произносит пассаж о том, что стало величайшей проблемой выживания человечества. Больше всего нашему будущему угрожает не война, говорит режиссер, а постепенное уничтожение экологической среды, в которой существует человечество.

«Когда смотришь сейчас его фильмы, то поражаешься, как много они рассказывают о нашем сегодняшнем остром кризисе, климатическом кризисе, угрожающем всему нашему существованию. Сейчас мы осознаем то, о чем он предостерегал еще в 1970-х годах», — говорит сын режиссера.

В документальном фильме Тарковский представляет философское и религиозное наследие, которое он перенял от отца Арсения и которое восходит еще к Достоевскому. Андрей Тарковский-младший попытался порвать со своими художественными корнями, изучая физику, историю и археологию. Но тщетно. С середины 1990-х он работает в Институте Андрея Тарковского во Флоренции.

В документальном фильме Тарковский также рассуждает по поводу решения бежать из страны. Тому, кто определял суть своей профессии как «совесть общества» и жил под девизом «без художественной свободы нет искусства», в конце концов стало просто необходимо оказаться по ту сторону железного занавеса.

«Хотя у него и не было иллюзий по поводу Советского Союза и механизма советской цензуры, называть его диссидентом ошибочно. В первую очередь он был поэтом и философом, который пытался выражать идеи собственным киноязыком. Ради этого он пожертвовал всем, в том числе оставил родную страну», — говорит Тарковский-младший.

Тема жертвенности красной линией проходит через все фильмы Тарковского от громкого дебюта «Иваново детство» до последнего «Жертвоприношения», которое он снимал в Швеции, будучи уже больным раком. Фильм посвящен Андрею Тарковскому-младшему и повествует в первую очередь о мужской любви к сыну. В финальной сцене у героя Эрланда Юсефсона (Erland Josephson), актера на пенсии, случается апокалиптическое видение, и он поджигает собственный дом, чтобы спасти семью и остальное человечество от уничтожения.

«Я в жизни никогда раньше не бывал на Готланде, но в фильме совершенно ясно узнал себя. Это было очень сильное переживание. Мой папа попытался вложить в эту сцену всю свою жизнь и все свое художественное видение. Но я думаю, это еще и своего рода любовное послание. Идея пожертвовать собой, чтобы, будучи художником, послужить людям и богу. Финальная сцена подытоживает всю его жизнь».

Андрей Тарковский-младший

Родился в 1970 году в России. Сын Андрея и Ларисы Тарковских. Изучал физику, археологию и историю в университете Флоренции, но с середины 1990-х годов работает в киноиндустрии.

В Италию из Советского Союза семья переехала в 1985 году.

Андрей Тарковский-младший живет в той же квартире, которую власти Флоренции бесплатно предоставили его знаменитому на весь мир отцу.

В том же здании находится Институт Андрея Тарковского, основанный в 1987 году. Здесь собраны более 110 тысяч статей, аудиофайлов, видеозаписей, сценариев и предметов.

В 2022 году при Институте планируется открыть музей в честь 90-летия Тарковского.