Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sabah (Турция): окружение или сотрудничество

© AP Photo / Kayhan Ozer/Pool photo via APПрезидент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган - ИноСМИ, 1920, 28.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Именно будущий госсекретарь США будет определять тон отношений с Турцией, а Байден предпочтет смягчить свою позицию, пишет автор. По его мнению колумниста Sabah, есть два варианта развития событий: либо Америка признает важность Турции как союзника, либо Анкаре ничего не остается делать, как расширять сотрудничество в Россией.

Борис Джонсон, в свое время присоединявшийся к тезису «турки оккупируют Европу», который был одним из основных аргументов брексита, во время своего первого визита в Анкару в качестве министра иностранных дел заявил о намерении поддерживать усилия Турции по вступлению в Европейский Союз. Так что важнее прогнозировать и анализировать действия политиков, не обращая особого внимания на то, что они говорят.

Полагаю, что президента США Байдена и нового кандидата на пост госсекретаря Энтони Блинкена (Anthony Blinken) также следует оценивать с этой точки зрения. Заявление Байдена в одном из интервью около года назад о том, что он будет поддерживать оппозицию для свержения президента Эрдогана путем выборов, было не только дилетантством с точки зрения признания того, что он будет вмешиваться в выборы в Турции, но и бесцеремонностью, которую ни один член НАТО не позволяет себе по отношению к лидеру страны — союзника по альянсу. И мы все увидим, что при первой встрече с президентом Эрдоганом Байден предпочтет более мягкий тон.

Поэтому сегодня я хотела бы больше остановиться на взглядах Блинкена относительно Турции, поскольку, на мой взгляд, именно он будет определять тон будущих отношений. Блинкен при каждой возможности подчеркивает важность Турции, которая обладает второй крупнейшей армией в НАТО. Однако основные темы, создающие напряженность в альянсе, такие как покупка С-400 и исключение Турции из проекта F-35, что идет вразрез с международным правом, все еще остаются нерешенными.

Кроме того, мы также можем прогнозировать, что с точки зрения сирийского поля отношения Турции с США вступят в весьма напряженную фазу. Так, Блинкен, несмотря на все возражения Турции, выступал за вооружение и поддержку Отрядов народной самообороны (YPG), сирийского ответвления Рабочей партии Курдистана (РПК), оставался глух к озабоченностям Турции — единственной страны НАТО, боровшейся с ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) на земле, — по поводу безопасности границ, а также возражал против решения Трампа уйти из Сирии.

Еще одной точкой расхождения в отношениях Турции и США будет Кипр. Ведь по мере обострения борьбы за освоение энергоресурсов в Восточном Средиземноморье Кипру придается все большее значение. При администрации Трампа США сняли эмбарго на поставки оружия Южному Кипру, дав понять, что они занимают антитурецкую позицию.

Однако после референдума 2004 года греческая администрация была сделана членом ЕС, несмотря на то что отвергла «оливковую ветвь», протянутую Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК) в пользу федерального решения. Затем, в 2017 году, на встречах в Кран-Монтане переговоры снова остались безрезультатными, поскольку греки-киприоты выдвинули максималистский ультиматум без каких-либо уступок. Но, несмотря на это, Блинкен выступает против решения о создании двух государств на Кипре.

Как вы понимаете, в отношениях Турции и США наступают непростые четыре года. США либо признают важность Турции как союзника по НАТО не только на словах, но и на деле, и, исходя из этого, будут искать золотую середину, либо будут продолжать рассматривать Турцию как страну, которую, как Россию, необходимо окружать, и подталкивать Турцию к дальнейшему расширению сотрудничества с Россией, как в Сирии и Азербайджане.