Администрации Трампа придется ввести санкции против Турции за приобретение год с лишним тому назад современных российских зенитно-ракетных комплексов, поскольку конгресс готовит голосование, которое вынудит администрацию применить эти предусмотренные законом карательные меры.
Капитолий давно уже требует от президента США Дональда Трампа ввести эти обязательные санкции, поскольку Турция еще в июле 2019 года получила от России системы ПВО С-400 на общую сумму 2,5 миллиарда долларов. Соединенные Штаты в ответ на это незамедлительно исключили Анкару из программы по созданию истребителей F-35, однако администрация Трампа медлила с принятием санкций, пока союзники президента, такие как сенатор Линдси Грэм, призывали Анкару не вводить эти комплексы в строй. Пентагон давно уже предупреждает, что С-400 создает угрозу для F-35, поскольку у этой системы есть пассивная РЛС, позволяющая ей опознавать и сбивать такие самолеты в ходе боевых действий.
Упомянутый закон, требующий от американского президента ввести пакет из пяти или более санкций, позволяет Трампу регулировать степень давления на Турцию в наказание за эту покупку. Он может блокировать экспортную продукцию, запрещать некоторым турецким чиновникам совершать денежные операции в США, а американским банкам и международным финансовым институтам — предоставлять кредиты. Все это способно нанести значительный ущерб турецкой экономике.
Знакомые с ходом дискуссии на эту тему источники рассказали, что администрация Трампа обдумывала санкции в течение нескольких месяцев вплоть до текущего заседания конгресса. В итоге на свет может появиться более слабый пакет карательных мер, которые включают штрафные санкции против руководства оборонной промышленности Турции, но щадят президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его семью. Там также предусмотрены более суровые кары в отношении турецких банков, которые, как считают эксперты, могут нанести мощный удар по и без того слабой экономике страны, а также вызвать финансовые потрясения в Европе. Курс турецкой лиры в последние дни падает из-за положения, появившегося в ежегодно принимаемом проекте закона о расходах на оборону, которое вынудит администрацию ввести санкции.
По словам экспертов, администрации Трампа придется, наконец, приступить к практическим действиям, поскольку Турция в октябре провела испытания российского комплекса, вызвав осуждение со стороны Пентагона. Трамп и раньше вводил санкции против турецких официальных лиц, но их цель состояла в том, чтобы добиться освобождения из тюрьмы американского пастора. Президент очень долго отказывался вводить установленные конгрессом санкции против Турции за приобретение ею российского оружия, но в итоге из-за наглого поведения Анкары игнорировать это стало уже невозможно.
«Очень трудно добиться от Турции отказа от этих С-400, — сказал директор Исследовательского института внешней политики (Foreign Policy Research Institute) Аарон Штейн (Aaron Stein), — Как только это оружие появилось в Анкаре, мы, черт возьми, получили большую проблему».
Агентство «Рейтер» первым сообщило, что администрация Трампа введет карательные меры в соответствии с законом от 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Этот закон грозит финансовым возмездием тем странам, которые покупают оружие у России и прочих противников США. Трамп заявил, что в этом законе есть «серьезные изъяны».
После того как Турция в ноябре 2015 года сбила в Сирии российский самолет, между двумя странами началось постепенное сближение. Однако в последнее время отношения охладели, так как Россия и Турция оказались по разные стороны в конфликтах в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе, что на Южном Кавказе.
Закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону на 2021 год, принятый на этой неделе в палате представителей, в случае его окончательного утверждения заставит Трампа ввести санкции. (Он пообещал наложить на него вето.) Избранный президент Джо Байден тоже может ввести санкции в январе. Эксперты считают, что Эрдоган не уступит требованиям США, призывающим Турцию отказаться от российских зенитно-ракетных комплексов, даже если санкции будут введены. Но появляются первые признаки того, что Анкара готова к ослаблению напряженности с Вашингтоном. Один из них — это назначение нового посла в США.
«Я думаю, президент Байден, придя к власти, сможет начать с чистого листа, показав, что он не плохой, а хороший полицейский, — сказал старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Сонер Чагаптай (Soner Cagaptay). — Его задача не в том, чтобы вводить санкции, а в том, чтобы договариваться о продвижении вперед».