Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
NRK (Норвегия): Северный морской путь в 2020 году стал заметно оживленнее

В 2020 году на маршруте Северный морской путь установлен новый рекорд как по количеству рейсов, так и по объему перевезенных грузов. Сейчас Россия строит новые ледоколы, чтобы держать его открытым круглый год

© РИА Новости Павел Львов / Перейти в фотобанкПрибытие атомного ледокола «Арктика» в порт Мурманска
Прибытие атомного ледокола «Арктика» в порт Мурманска - ИноСМИ, 1920, 16.12.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фоне благоприятной ледовой обстановки на Северном морском пути установлен рекорд по количеству рейсов. Россия активно строит новые суда, стремясь сделать Севморпуть международной транспортной зоной. Предполагается, что скоро им можно будет пользоваться круглогодично — с помощью российских ледоколов, сообщает NRK.

«По сравнению с Суэцким каналом трафик небольшой, но есть четкая тенденция к увеличению».

Так говорит Хьелль Стоквик (Kjell Stokvik), который, будучи генеральным директором центра High North Logistics в Киркенесе, практически ежечасно наблюдает за развитием судоходства на Северному морскому пути.

Центр был основан при Университете Норд в Будё — в том числе по инициативе норвежских судоходных компаний и министерства иностранных дел Норвегии.

62 рейса в обоих направлениях, возможно, и не настолько впечатляющее число, но это новый рекорд для маршрута, который сейчас называют Северным морским путем. Он протянулся от Карского моря у северных берегов России до Берингова пролива и Тихого океана на востоке.

«Надо еще понимать, что значительно увеличилось и количество так называемых целевых переходов — то есть рейсов в порты вдоль Северного морского пути, а также из этих портов, — говорит Хьелль Стоквик NRK. — Мы зарегистрировали 2559 рейсов, причем только за период по август включительно».

Помимо полезных ископаемых, речь идет в основном о транспортировке нефти и газа.

Ледовые условия были благоприятными, поэтому движение вдоль северного побережья России могло продолжаться вплоть до сегодняшнего дня, так что цифры могут быть и больше, отмечает Стоквик.

Норвежских кораблей не было

Среди судов, прошедших в этом году весь Северный морской путь, не было ни одного норвежского. Зато, согласно статистике, было много китайских либо шедших в Китай.

«Это свидетельствует, насколько важна для Китая возможность использовать этот маршрут, чтобы возить товары на европейские рынки и обратно. Путь вдоль северного побережья России примерно на треть короче, чем по Индийскому океану через Суэцкий канал, — говорит Стоквик. — Мы знаем, что среди товаров, которые поставляются в Азию, могут быть руда, целлюлоза, удобрения из европейских стран, в том числе скандинавских. Из Азии же в Европу, как мы видели, перевозят детали для ветряных электростанций и железнодорожных проектов».

В этом году в морских районах к северу от России сложилась благоприятная ледовая обстановка, а это означало, что даже так называемые суда низкого ледового класса смогли ходить там гораздо активнее, чем раньше.

Россия строит новые ледоколы

21 октября российский премьер-министр Михаил Мишустин приезжал в Мурманск с рабочим визитом, посвященным развитию Арктической зоны. Тогда же он поучаствовал в церемонии на борту «Арктики» — новой гордости ледокольного флота России.

В ходе церемонии Мишустин с гордостью объявил, что это лишь первый из пяти ледоколов новой серии. Благодаря атомному двигателю «Арктика» в состоянии пробиваться через трехметровый лед. Согласно плану, корабль вместе с другими ледоколами этой серии, которые построят в ближайшие годы, произведет революцию в арктическом судоходстве.

«С 2025 по 2030 год Россия будет пытаться поддерживать движение круглогодично. К 2035 году Северный морской путь, по плану, должен стать международной транспортной зоной», — говорит Хьелль Стоквик.

Важнейшая причина, почему Россия сейчас так активно инвестирует средства во всесезонные ледоколы, — это быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений к северу от России. Однако ледокольные мощности могут быть также полезны и для транзитных перевозок, поскольку из-за климатических изменений стало меньше льда.

Может коснуться Норвегии

«Думаю, и Норвегии предоставляется хорошая возможность поучаствовать в усилиях российских властей на севере», — говорит Хьелль Стоквик. Он считает, что Норвегия может не только участвовать в крупных проектах по развитию энергетического сектора, но и внести свой вклад в важную работу, которую необходимо проделать, чтобы морской путь к северу от Сибири стал достаточно безопасным.

«Там есть сложные задачи. Это один из самых уязвимых регионов в мире. На сегодняшний день существуют правила о том, какие суда могут там ходить. Кроме того, на этом маршруте всегда все должно быть хорошо готово к чрезвычайным ситуациям на случай аварии. И здесь Норвегия может помочь с усовершенствованиями», — считает Хьелль Стоквик.

Он, конечно, понимает, что рост напряженности в мире, в особенности между США и Россией, сказался и на Арктике. Но он не думает, что это повлияет на российские проекты, в том числе на судоходство по Северному морскому пути.

«Россияне будут воплощать свои планы в жизнь, что бы ни делали США и Запад», — сказал Хьелль Стоквик NRK.