«По сравнению с Суэцким каналом трафик небольшой, но есть четкая тенденция к увеличению».
Так говорит Хьелль Стоквик (Kjell Stokvik), который, будучи генеральным директором центра High North Logistics в Киркенесе, практически ежечасно наблюдает за развитием судоходства на Северному морскому пути.
Центр был основан при Университете Норд в Будё — в том числе по инициативе норвежских судоходных компаний и министерства иностранных дел Норвегии.
62 рейса в обоих направлениях, возможно, и не настолько впечатляющее число, но это новый рекорд для маршрута, который сейчас называют Северным морским путем. Он протянулся от Карского моря у северных берегов России до Берингова пролива и Тихого океана на востоке.
«Надо еще понимать, что значительно увеличилось и количество так называемых целевых переходов — то есть рейсов в порты вдоль Северного морского пути, а также из этих портов, — говорит Хьелль Стоквик NRK. — Мы зарегистрировали 2559 рейсов, причем только за период по август включительно».
Помимо полезных ископаемых, речь идет в основном о транспортировке нефти и газа.
Ледовые условия были благоприятными, поэтому движение вдоль северного побережья России могло продолжаться вплоть до сегодняшнего дня, так что цифры могут быть и больше, отмечает Стоквик.
Норвежских кораблей не было
Среди судов, прошедших в этом году весь Северный морской путь, не было ни одного норвежского. Зато, согласно статистике, было много китайских либо шедших в Китай.
«Это свидетельствует, насколько важна для Китая возможность использовать этот маршрут, чтобы возить товары на европейские рынки и обратно. Путь вдоль северного побережья России примерно на треть короче, чем по Индийскому океану через Суэцкий канал, — говорит Стоквик. — Мы знаем, что среди товаров, которые поставляются в Азию, могут быть руда, целлюлоза, удобрения из европейских стран, в том числе скандинавских. Из Азии же в Европу, как мы видели, перевозят детали для ветряных электростанций и железнодорожных проектов».
В этом году в морских районах к северу от России сложилась благоприятная ледовая обстановка, а это означало, что даже так называемые суда низкого ледового класса смогли ходить там гораздо активнее, чем раньше.
Россия строит новые ледоколы
21 октября российский премьер-министр Михаил Мишустин приезжал в Мурманск с рабочим визитом, посвященным развитию Арктической зоны. Тогда же он поучаствовал в церемонии на борту «Арктики» — новой гордости ледокольного флота России.
В ходе церемонии Мишустин с гордостью объявил, что это лишь первый из пяти ледоколов новой серии. Благодаря атомному двигателю «Арктика» в состоянии пробиваться через трехметровый лед. Согласно плану, корабль вместе с другими ледоколами этой серии, которые построят в ближайшие годы, произведет революцию в арктическом судоходстве.
«С 2025 по 2030 год Россия будет пытаться поддерживать движение круглогодично. К 2035 году Северный морской путь, по плану, должен стать международной транспортной зоной», — говорит Хьелль Стоквик.
Важнейшая причина, почему Россия сейчас так активно инвестирует средства во всесезонные ледоколы, — это быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений к северу от России. Однако ледокольные мощности могут быть также полезны и для транзитных перевозок, поскольку из-за климатических изменений стало меньше льда.
Может коснуться Норвегии
«Думаю, и Норвегии предоставляется хорошая возможность поучаствовать в усилиях российских властей на севере», — говорит Хьелль Стоквик. Он считает, что Норвегия может не только участвовать в крупных проектах по развитию энергетического сектора, но и внести свой вклад в важную работу, которую необходимо проделать, чтобы морской путь к северу от Сибири стал достаточно безопасным.
«Там есть сложные задачи. Это один из самых уязвимых регионов в мире. На сегодняшний день существуют правила о том, какие суда могут там ходить. Кроме того, на этом маршруте всегда все должно быть хорошо готово к чрезвычайным ситуациям на случай аварии. И здесь Норвегия может помочь с усовершенствованиями», — считает Хьелль Стоквик.
Он, конечно, понимает, что рост напряженности в мире, в особенности между США и Россией, сказался и на Арктике. Но он не думает, что это повлияет на российские проекты, в том числе на судоходство по Северному морскому пути.
«Россияне будут воплощать свои планы в жизнь, что бы ни делали США и Запад», — сказал Хьелль Стоквик NRK.