Литва проводит агрессивную политику в отношении Белоруссии: она принимает у себя диссидентов, оказывает им политическую поддержку, предоставляет средства и базу для свержения белорусского режима. Вместе с Польшей она стала Пьемонтом Востока, инициировав в ЕС введение санкций в отношении Минска и лично президента Лукашенко. Тот ответил в американском стиле в соответствии с идеей «ударь по больному месту» и ввел экономические ограничительные меры, объявив о прекращении транзита белорусской продукции (удобрений предприятия «Беларуськалий» и в первую очередь произведенных из российского сырья нефтепродуктов) через балтийские порты.
Для литовской Клайпеды Белоруссия — крупнейший клиент, на которого приходится треть оборотов порта. Прекращение транзита станет для Литвы серьезным экономическим ударом. Благодаря белорусам ей удалось уберечь порт от судьбы тех, которые пришли в упадок, лишившись российского угля, нефти и нефтепродуктов. Руководство стран Балтии активно атаковало Россию, и та, опасаясь блокады, изменила маршрут транзита своих товаров. В окрестностях Петербурга появились новые транспортные терминалы, ставшие крупнейшими на Балтийском море. Усть-Луга принимает 104 миллиона тонн грузов (в основном нефтепродуктов) в год, Приморск занимает второе место с грузооборотом в 61 миллион тонн. Наш Гданьск находится на четвертом месте с 52 миллионами тонн. В целом на Балтике доминирующую позицию приобрели россияне. Через их порты в 2019 году прошло 256 миллионов тонн грузов (более 27% балтийского портового оборота), далее идут Швеция (19%), Польша (11%), Финляндия (10,7%) и Дания (10%).
Как Лукашенко заявил, так он и сделал. «Белорусская нефтяная компания» сообщила 15 декабря о прекращении экспорта нефтепродуктов через Клайпеду. Россияне сразу же предложили собственные услуги, однако, это более затратный вариант, поэтому белорусы начали переговоры о снижении железнодорожных оплат и, что интересно, потребовали продать им участки в российских портах, чтобы возвести собственные терминалы. России придется предоставить Минску аргументы в пользу отказа от прежнего выгодного транзитного маршрута, поэтому она, возможно, пойдет на такие уступки.
Но был ли маршрут через страны Балтии самым выгодным? Здесь на ум приходит Польша. Зачем Белоруссии грузить нефтепродукты в цистерны, везти их в порт, помещать на корабли, потом снова выгружать в месте назначения, или, как сейчас, отправлять миллионы тонн сырья по железной дороге еще дальше — в Россию? Не лучше ли сразу в Польшу? В этом плане мы идеально друг другу подходим. Польша импортирует 10,4 миллиона тон нефтепродуктов, Белоруссия экспортирует 10,5 миллионов тон. К нам из этого объема поступает всего 0,5 миллиона тонн дизельного топлива и немного СПГ.
А когда-то мы планировали построить трубопровод Бернады — Прилуки — Малашевичи, то есть продлить ту трубу, которая доходит до польской границы. Достаточно было бы проложить 8,5 километров трубопровода, закончить проход через реку Буг и у нас было бы два миллиона дешевого белорусского дизельного топлива с Мозырского НПЗ.
Это был правительственный проект, согласованный даже на уровне вице-премьеров Польши и Белоруссии в 2009 году. В тот момент пост министра экономики занимал прагматичный Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak), а потом наступил период идеологов у власти, и сейчас ни о каком сотрудничестве между нашими странами речи не идет. Однако уже тогда на первом месте была американская стратегия разрушения связей Варшавы с востоком, поэтому перерезалось все, в том числе энергетическая линия, связывающая Польшу и Белоруссию через Рось. Связывающая — громко сказано, скорее, она стала ржавеющим и рассыпающимся призраком былых планов сотрудничества. Мы могли бы разыграть ситуацию с пользой для себя, но даже не принимаем участия в переговорах. К сожалению, Варшава проводит «политику ценностей», не думая об упущенных экономических и политических выгодах.