Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Die Welt (Германия): таинственные изображения тучных женщин эпохи охотников и собирателей

«Венера Виллендорфская» и схожие с ней изображения эпохи каменного века считаются самыми древними произведениями искусства в истории человечества. До сих пор выдающиеся округлости этих фигурок объясняли беременностью. Но сейчас ученые предполагают, что форма этих фигур имела отношение к климату

Венера Виллендорфская - ИноСМИ, 1920, 07.01.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Огромные груди, широкие и полные бедра, объемный живот — такие древние изображения женщин находят на обширном пространстве от Франции до России. Что они означают? Последнее предположение ученых: в эпоху, когда многие голодали, это был образ идеального женского тела для выживания и продолжения рода.

Огромные груди, широкие и полные бедра, живот, значительно более объемный, чем можно было бы ожидать от женщины, которая изо дня в день охотой и собирательством кормит детей и саму себя. Для людей раннего палеолита (40 000 до 10 000 лет до н.э.) жир был роскошью. Почему же самые древние изображения человеческого тела представляют его заплывшим жиром?

Это необычное изображение женского тела известно с тех пор, как в 1908 году во время строительных работ в Виллендорфе (Нижняя Австрия) была обнаружена каменная фигурка высотой около 11 сантиметров. «Венера Виллендорфская» имеет характерные большие груди и толстый живот. Половые органы также изображены очень точно, в то время как лицо скрыто то ли прической, то ли головным убором, похожим на колпак.

Похожие изображения находили на обширном пространстве от Франции до России. Известность обрела и «Венера из Холе-Фельса», вырезанная из слоновой кости. Ее обнаружили в пещере у подножья Швабского Альба (Германия). Ее возраст оценивается в 35-31 тысячу лет, то есть она старше фигурки из Виллендорфа, возраст которой датируется 30 тысячами лет.

Что люди среднего палеолита хотели выразить этими фигурками, до сих пор до конца не ясно. «Возможностей для толкования множество», — говорят в венском Естественно-историческом музее о своей «Венере Виллендорфской».

Недавно ученые из Университета Колорадо в специализированном журнале Obesity представили еще одну попытку объяснить форму подобных изображений. «К самым древним художественным произведениям в мире относятся таинственные изображения тучных женщин эпохи охотников и собирателей европейского ледникового периода, в которой лишний вес вообще трудно себе представить, — пишет ученый-медик Ричард Джонсон. — Мы доказали, что эти фигурки создавались в период острого недостатка пропитания».

Для своего анализа команда исследователей измерила соотношение обхватов талии и бедер, а также талии и плеч. Результаты она сопоставили с показателями климата в разные исторические периоды и проанализировали на основе антропологических моделей поведения.

Джонсон с сотрудниками исходят из того, что люди вида Homo sapiens приблизительно за 45 тысяч лет до н.э. добрались из Африки в Европу. Климат способствовал их продвижению, так как начало так называемого верхнего палеолита совпало с потеплением. Охота на крупных млекопитающих, таких как олени, мамонты, шерстистые носороги или лошади, обеспечивала кочующим группам достаточно пищи. Поэтому Homo sapiens начал использовать возможности мозга не только для технических усовершенствований своего существования, но для отображения окружающего мира или своих чувств. Так возникли первые рисунки и скульптурные изображения.

Однако 40 тысяч лет назад ситуация изменилась. В результате изменения климата температуры вновь упали, и так называемое Вислинское оледенение все больше определяло образ жизни людей. Теперь охотникам и собирателям становилось все труднее обеспечивать себя пищей. Измерения ученых показали, что в регионах, примыкающих к расширяющимся ледникам, фигурки были более округлыми, чем там, где местность еще не покрылась льдом.

В результате ученые пришли к выводу, что фигурки изображают не беременных женщин, как предполагают другие исследователи, а идеализированное тело в становящихся все более тяжелыми условиях жизни. Способность откладывать жир, то есть хорошо усвоить пищу в период недостатка таковой, давала большие преимущества. Женщины такой комплекции могли успешнее выносить ребенка и выкормить его грудью, чем стройные.

До отлучения от груди женщинам, вероятно, приходилось кормить детей своим молоком в течение двух холодных зим. «Женскому организму нужно больше жира, чем мужскому, 17% жира необходимы женщине для поддержания менструального цикла, а 22% жира — для обеспечения идеальной беременности», — пишут Джонсон с соавторами. В периоды голода женщине среднего роста нужно около 16 килограммов жира в организме, чтобы им хватало калорий для беременности и грудного вскармливания ребенка в течение более трех месяцев.

Возможно, фигурки «Венер» должны были магическим образом помочь женщине во время беременности, рождения и вскармливании ребенка. Многие фигурки имеют довольно изношенный вид, что указывает на то, что их передавали из поколения в поколение. По мнению ученых, жир не только помогал в вынашивании и вскармливании ребенка, но и защищал от холода.