Берлин, Москва — Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель подвергла резкой критике Twitter за решение запретить доступ американскому президенту Дональду Трампу, назвав его «проблематичным» нарушением «фундаментального права свободы слова».
Twitter на прошлой неделе заблокировал аккаунт Трампа после штурма Капитолия, объяснив свое решение «постоянными и серьезными» нарушениями существующей политики относительно гражданской принципиальности (Civic Integrity Policies). Такие же действия предпринял Facebook.
Однако Меркель через своего пресс-секретаря заявила о том, что правительство Соединенных Штатов должно следовать примеру Германии и принять законы, ограничивающие попытки подстрекательства в интернете, а не оставлять это на усмотрение таких платформ, как Twitter или Facebook, давая им право вводить собственные правила.
Подобного рода вмешательство подчеркивает наличие основных расхождений между Соединенными Штатами и Европой по вопросу о том, как регулировать работу социальных сетей. Евросоюз хочет предоставить регуляторам больше возможностей и прав для того, чтобы заставить такие интернет-платформы, как Facebook или Twitter, удалять незаконный контент.
В Соединенных Штатах технологические компании традиционно предоставлены самим себе в том, что касается контроля над своими сайтами, однако при этом увеличивается поддержка политических шагов, направленных на то, чтобы ограничить их регуляторную свободу. Некоторые члены Конгресса занимаются разработкой законопроекта, который призван ограничить юридическую защиту, которую имеют компании-владельцы социальных сетей в отношении публикуемого на их сайтах контента третьих сторон. Другие настаивают на разработке нового федерального законопроекта в области защиты персональных данных, который бы совпадал с Общим регламентом по защите данных Евросоюза (General Data Protection Regulation — GDPR).
В понедельник акции Twitter упали более чем на 7% — до 48 долларов, так как инвесторов напугали возобновившиеся дебаты о перспективах ужесточения регулирования социальных сетей.
Штеффен Зайберт (Steffen Seibert), официальный представитель Ангелы Меркель, заявил, что свобода слова является «фундаментальным правом жизненно важного значения», которое может быть ограничено, но «только в соответствии с законом и в определенных регулятором рамках, а не по решению руководства интернет-платформ и социальных сетей».
По его словам, именно по этой причине Меркель считает «проблематичным» то, что аккаунты Трампа были заблокированы на неопределенное время.
Зайберт сослался на немецкий закон по поводу риторики ненависти (hate speech), который вступил в силу в 2018 году и вывел страну на передний край в области глобальных усилий по контролю за интернетом.
Закон о защите прав в социальных сетях (Network Enforcement Act) требует, чтобы эти платформы удаляли потенциально незаконные материалы в течение 24 часов после получения уведомления, в противном случае на них будет наложен штраф в размере до 50 миллионов евро. Этот закон считается одним из самых строгих в мире в том, что касается ограничений онлайнового контента.
Критика Меркель по поводу закрытия аккаунтов президента Трампа нашла свой отклик у главы министерства финансов и экономики Франции Брюно Ле Мэра. В понедельник в интервью радиостанции France Inter он сказал, что «шокирован» этим решением руководства Twitter. «Регулирование в цифровой области не должно производиться самой цифровой олигархией…Регулирование цифровой сферы — это вопрос суверенного народа, правительств и судебной системы», — подчеркнул он.
Блокировка также подверглась критике со стороны Алексея Навального, известного российского блогера и диссидента. Он назвал это «неприемлемым актом цензуры», которым обычно пользуется Кремль для оправдания составления государственными средствами массовой информации своих собственных черных списков.
«Запрет Twitter предпринят людьми, которых мы не знаем, и в соответствии с процедурой, которая нам неизвестна», — отметил он на своей странице в Twitter. Он также добавил, что принятое решение «основано на эмоциях и персональных политических предпочтениях».
«Этот прецедент будет использоваться врагами свободы слова во всем мире. В том числе в России. Каждый раз, когда им нужно будет заставить кого-то замолчать, они будут говорить: „Это просто общая практика, даже Трампа заблокировали в Twitter"», — добавил он.
Навальный в настоящее время восстанавливается в Германии после отравления боевым нервно-паралитическим отравляющим веществом, которое, по его словам, было совершено под руководством российских секретных служб.
Если Twitter хочет блокировать людей, то его руководство, по мнению Навального, «может создать своего рода комитет, способный принимать такого рода решения».
«Нам нужно знать имена членов такого комитета, понимать, как он работает, как голосуют его члены и как мы можем опротестовать их решения», — добавил он.
Этот шаг руководства Twitter против Трампа также прокомментировал Владимир Соловьев, один из ведущих пропагандистов, работающих в российских государственных средствах массовой информации. «Таким образом утверждают, что Конституция США стоит ниже, чем внутренние документы компании Twitter?» — написал он в своем Телеграм-канале.
«То есть частным компаниям позволительно создавать зоны свободные от действия американской Конституции? Так что это история отнюдь не только про Трампа», — отметил он. Соловьев также является ведущим еженедельной телепрограммы, посвященной тому, что российский президент Владимир Путин сделал за предыдущую неделю.
Кроме того, Рамзан Кадыров, властный лидер Чечни, заявил, что его и Трампа теперь объединяет цензура, поскольку и его аккаунты в Facebook и Instagram были заблокированы.
«Теперь мы с Трампом в чем-то похожи: если ранее он блокировал меня в соцсетях, то сейчас Всевышний восстановил справедливость, и в итоге аккаунты мятежного Дональда Трампа тоже заблокированы», — написал в своем Телеграм-канале Кадыров.
По словам Зайберта, Ангела Меркель, хотя она и возражает против полного запрета, не имеет ничего против предупреждений со стороны Twitter или Facebook о том, что какой-то контент — скажем, некоторые твиты американского президента, в которых говорится о фальсификации результатов выборов, — вводит людей в заблуждение.
Зайберт считает, что социальные сети «несут значительную долю ответственности за то, чтобы политическая коммуникация не была отравлена ненавистью, ложью и подстрекательством к насилию. И они правы в том, что не бездействуют в том случае, когда размещенный на определенных каналах контент подпадают под такого рода категорию».
В воскресенье Parler, нишевый соперник Twitter, пользующийся популярностью среди ультраправых, был вынужден прекратить работу, поскольку компания Amazon прекратила предоставление облачных сервисов этой платформе, а в качестве причины были названы неоднократные случаи отказа от удаления подстрекающего к насилию контента. За этим последовали такие же шаги со стороны Google и Apple, которые в конце недели удалили это приложение из своих магазинов приложений на том же основании.
«Я никогда не думал, чтобы буду жить в стране… в которой скоординированные действия компаний приведут к прекращению того, чем ты занимаешься», — сказал в понедельник в своем выступлении на телеканале Fox News Джон Матце (John Matze), исполнительный директор Parler.
По словам Джона Матце, его «оцениваемая в миллиард долларов компания» вступила в контакт с другими «крупными технологическими игроками» для того, чтобы найти альтернативного провайдера веб-хостинга, однако получила отказ.
По данным компании Sensor Tower, Parler, который сам называет себя «беспристрастной социальной сетью» и заявляет о своем стремлении защищать «свободу слова», в 2020 году скачали 9,6 миллиона раз, из которых примерно 7,8 миллиона приходятся на США.
В подготовке этой статьи принял участие Киран Стейси (Kiran Stacey) в Вашингтоне.