Сотни адвокатов, прокуроров, полицейских и обвиняемых сегодня ахнули, зайдя в самый новый и большой в Италии зал судебных заседаний, когда там начался самый крупный за последние 30 лет судебный процесс над мафией.
«Я впечатлен, это прекрасно, — сказал адвокат Леопольдо Марчезе (Leopoldo Marchese). — Здесь есть место для курящих? На улице идет дождь».
Зал судебных заседаний открыли в бывшем центре телефонного обслуживания в неприглядной промзоне недалеко от города Ламеция-Терме, что в Калабрии на юге Италии. Он расположен среди цитрусовых деревьев и эвкалиптов, а рассчитан на 1 000 человек, в том числе на 70 подсудимых, которые будут сидеть в изящных клетках. Зал полностью подготовлен к процессу, который может продлиться до трех лет. Перед судом предстанут 355 предполагаемых членов самой богатой и загадочной в Италии мафии под названием Ндрангета. Среди обвиняемых — политики и полицейские, получавшие от нее деньги.
«Этот процесс поможет нам понять эволюцию мафии, которая стрельбе предпочитает укрепление связей с государственными чиновниками», — сказал журналистам прокурор Никола Граттери (Nicola Gratteri), проходя мимо них в окружении вооруженных телохранителей.
«За несколько месяцев в условиях пандемии мы построили уникальный зал судебных заседаний, предусмотрев меры защиты от сovid-19 и 150 видеоканалов связи, — заявил он, отметив, что очень этим доволен, но старается сохранять спокойствие. — Я занимаюсь этим с 1986 года и привык контролировать свои эмоции».
62-летний Граттери возглавил борьбу против Ндрангеты, которая из обычной банды, похищавшей людей и прятавшей их в горных пещерах Калабрии, превратилась, возможно, в самого крупного импортера кокаина в Европе, имея годовой оборот в 50 миллиардов евро.
Бродившие по залу суда многочисленные адвокаты дали понять, что у сотен представших перед судом бандитов не было проблем с оплатой их услуг.
Марчезе заявил, что он представляет интересы шестерых подсудимых, которых обвиняют в вымогательстве и грабеже. «Они сидят в тюрьмах Фрозиноне и Козенци, и будут участвовать в процессе по видеосвязи», — сказал адвокат.
Арестованные обвиняемые с эффектными кличками типа Пантера, Нога Ягненка, Швейцарец Леле, Музыкант и Волк один за другим появлялись на свисающих с потолка видеоэкранах, превратив этот судебный процесс в самую крупную в мире виртуальную мафиозную сходку.
Один из охранников, стоя возле клеток для подсудимых с 14 расставленными на удалении друг от друга стульями, с заметным разочарованием отметил, что ни один из обвиняемых не захотел явиться в суд лично. «Сейчас все они на видео», — сказал он.
Прежде всего суд сосредоточится на деятельности клана Манкузо из калабрийской провинции Вибо-Валентия, который является одним из самых влиятельных и сильных в составе Ндрангеты.
«Мне кажется, в этом зале собрались все специалисты по уголовному праву из Вибо-Валентии», — сказал адвокат Микеланджело Мичели (Michelangelo Miceli) защищающий десятерых подсудимых, в том числе двух предполагаемых мафиозных боссов.
На 1 242 страницах судебных документов рассказывается о власти боссов мафиозных кланов, о рэкете и вымогательстве, которыми занимались рядовые исполнители. Есть там и рассказ о том, как Ндрангета решительно и сурово устанавливала свой жесткий контроль над каждой овощной лавкой, строительной фирмой или фермерским хозяйством в Калабрии, одновременно занимаясь по всему миру наркоторговлей на многие миллионы евро.
Обвинение утверждает, что «дядюшка» Луиджи Манкузо (Luigi Mancuso), предположительно возглавляющий одноименный клан, при помощи своей «преступной харизмы» подкупал политиков, включая одного бывшего итальянского сенатора.
«Он спокоен, хладнокровен, он утверждает, что не является руководителем этой организации», — рассказал адвокат Манкузо Париде Сциника (Paride Scinica).
Утверждается, что Ндрангета коррумпировала и самих адвокатов, в том числе часть пришедших в зал суда. Об этом рассказал адвокат Диего Бранчиа (Diego Brancia), представляющий 32 обвиняемых.
«Существует очень тонкая черта между тем, что можно, а чего нельзя делать адвокату, когда он представляет интересы клиента, — заявил он. — Я сопротивляюсь искушениям, а вот адвокатам мафии легко поддаться искушению. Например, находящийся за решеткой клиент может попросить передать на волю какое-нибудь сообщение».
Суд начался после длительной уборки помещения и процедурных препирательств. Показания 913 свидетелей будут выслушаны позже. Но Граттери сказал, что процесс стоит терпеливого просмотра.
«10 лет назад люди начинали дрожать и говорить шепотом, когда речь заходила об организации „Коза ностра" или Ндрангета. Но за последние два года все большее количество компаний начинает их громко осуждать», — заявил он.