Интервью с министром иностранных дел Польши Збигневом Рау (Zbigniew Rau).
Польское агентство печати: 18 января вы встретились в Брюсселе с главой европейской дипломатии Жозепом Боррелем (Josep Borrell). Чего касались переговоры?
Збигнев Рау: Темой номер один был, конечно, арест Алексея Навального. Мы обсуждали, как это событие вписывается в контекст отношений между ЕС и Россией. Я подчеркнул, что из пяти европейских приоритетов в их рамках мы считаем основным пятый, касающийся защиты прав человека и поддержки гражданского общества. Эта сфера, на наш взгляд, должна быть поставлена на первое место, но некоторые члены ЕС нашего мнения не разделяют.
Попытка отравления Навального показывает, что Россия не придерживается важных для нас, людей Запада, правил. Другим доказательством того, что она их нарушает, служит ситуация некоторых стран, входящих в инициативу «Восточное партнерство». Три из них, я имею в виду Украину, Грузию и Молдавию, из-за вмешательства Москвы лишились территориальной целостности.
— В связи с арестом Навального со стороны ЕС прозвучат только слова возмущения, или все же появится перспектива появления конкретных действий? Например, введения санкций в отношении России? Недавно Евросоюз создал санкционный механизм, позволяющий вводить ограничительные меры за нарушение прав человека.
— Думаю, такая перспектива есть. Польша представила предложения, касающиеся того, в каких ситуациях следовало бы вводить санкции за нарушение прав человека. Дело Навального в этом плане не единственное. Ранее на европейской площадке мы поднимали, в частности, тему Юрия Дмитриева — российского историка, которого судили, лишив права на защиту. Сейчас мы не видим со стороны России стремления соблюдать права человека или защищать независимые организации гражданского общества. До нас доходят сообщения, что там собираются принять еще более репрессивные законы в этой области.
— Склонит ли дело Навального отдельных членов ЕС изменить свою позицию по вопросу строительства газопровода «Северный поток — 2»?
— В этом плане оптимистических ожиданий у меня нет. Отравление Навального, которое потрясло западную общественность и политические элиты Запада, спровоцировало в Германии дискуссии на тему того, можно ли доверять россиянам. Мы видим, однако, что сторонники этой инвестиции одержали верх. Очевидно, что немцы, чьим экономическим интересам соответствуют проект, не хотят от него отказываться и учитывать интересы других страны, не только членов ЕС, но и, например, Украины. Эта инвестиция провоцирует споры как на европейской, так и на натовской площадке. Президент Дональд Трамп ввел санкции в отношении компаний, задействованных в строительстве «Северного потока —2».
— Сохранит ли новая американская администрация этот подход?
— Полагаю, да. Уходящая администрация считала, что позволять России зарабатывать на «Северном потоке — 2» недопустимо, ведь та направит деньги на вооружения, следовательно, угрозы для НАТО возрастут. Этот аргумент остается в силе. Можно предположить, что при новом политическом раскладе прежний курс в Вашингтоне сохранят.
— Какие надежды и опасения связывает с новой американской администрацией Польша?
— Мы даже, скорее, убеждены, чем надеемся, что в контексте обостряющегося американо-китайского противостояния, в котором на стороне Китая стоит Россия, место Польши останется очевидным. Наши интересы полностью совпадают с интересами США. Польша находится на восточном фланге НАТО, восточном фланге ЕС, так что в этой сфере изменения направления американской политики ожидать сложно.
Вашингтон поддерживает «Инициативу трех морей». В прошлом году Палата представителей приняла резолюцию, в которой призвала американское правительство и американский бизнес подключиться к этому проекту. Документ одобрили и республиканцы, и демократы, так что здесь тоже вряд ли что-то изменится.
— Найдет ли администрация Байдена общий язык с Брюсселем?
— Отношения наверняка улучшатся, хотя бы потому, что США откажутся от климатической политики прежней команды и вновь присоединятся к Парижскому соглашению. Также они на определенных условиях вернутся в ВОЗ. Новая администрация говорит о готовности вести деятельность в опоре на международные организации, если, конечно, европейцы будут готовы учитывать американские ожидания.
Меня очень удивило, что переговоры на тему инвестиционного соглашения между ЕС и Китаем, продолжавшиеся в течение семи лет, внезапно активизировались в период между Рождеством и Новым годом. Мы хотим добиться сближения в контактах с США, состояние которых при Трампе называлось неудовлетворительным, поэтому следовало бы ожидать, что Брюссель подождет и обсудит тему с новой администрацией. Ситуация выглядит особенно странной на фоне того, что ранее европейская сторона критиковала американцев за отказ от консультаций с ней в ходе заключения торгового соглашения между США и Китаем.
— Новое инвестиционное соглашение между ЕС и Китаем окажется выгодным для Европы?
— Для одних стран в большей, а для других в меньшей степени. Все, что обсуждается быстро, без достаточного информирования партнеров выглядит не слишком многообещающим. Можно задаться вопросом, почему, например, все это должным образом не обсуждалось. Чтобы создать сбалансированное соглашение, учитывающее интересы всех членов ЕС, нужно было провести глубокий анализ, точно очертить эти интересы, тогда все одобрили бы такой документ. Китай — наш экономический партнер, но одновременно и конкурент, о чем нельзя забывать.
— Касалась ли ваша беседа с Боррелем темы Белоруссии?
— Мы много об этом говорили. Боррель сказал, что его очень тревожит сложившаяся там патовая ситуация. Я,в свою очередь, отметил, что Европейской комиссии следует как можно быстрее представить экономический план для демократической Белоруссии, который по польской инициативе подготовила Вышеградская группа.