Берлин — В течение нескольких лет борьба за достройку газопровода «Северный поток — 2» вынуждала Вашингтон действовать против Москвы и разделяла Европу. В настоящее время эта небольшая федеральная земля Германии включилась в спор помощью необычного шага: она образовала экологический фонд, задачей которого является достройка этого трубопровода. Земля Мекленбург — Передняя Померания расположена на северо-востоке Германии и имеет выход к Балтийскому морю. На ее территории находится логистический центр и конечный пункт этого почти завершенного проекта, однако его строительство было остановлено более года назад в результате введения американских санкций. На это неделе земля Мекленбург — Передняя Померания создала Фонд защиты климата и окружающей среды. В его распоряжение правительство федеральной земли направило 200 тысяч евро, а еще 20 миллионов евро были получены им от самого трубопроводного проекта, который принадлежит поддерживаемой Кремлем компании «Газпром».
Противники «Северного потока — 2» поражены и не могут понять, почему эта самая малонаселенная федеральная земля публично бросает вызов мощным американским санкциям. Тем временем немецкие экологи обвиняют правительство этой земли в том, что оно использует идеи «зеленых» (greenwashing) в геополитической борьбе, не имеющей ничего общего с изменением климата. «Если какой-то фонд ставит своей целью защиту окружающей среды, то он не должен быть основан проектом, использующим ископаемое топливо, — отметила Терезия Кроне (Theresia Crone), активистка, организовавшая протестную акцию и составившая петицию против этого фонда, которая уже получила 24 тысячи подписей.
Представители «Северного потока — 2» отказались ответить на вопросы, направленные редакцией газеты Financial Times, однако они заявили о том, что этот фонд «будет способствовать реализации Германией ее целей в области сохранения климата.
Вторая задача фонда — поддерживать работы по завершению строительства трубопровода «Северный поток — 2». Соединенные Штаты и большинство европейских стран утверждают, что этот проект стоимостью 9,5 миллиардов евро увеличит зависимость Европы от Москвы. Однако Вашингтон находится в непростых отношениях с Германией, своим союзником и страной, которая поддерживает этот проект и называет его чисто коммерческим предприятием. Упомянутый фонд появился в чувствительный момент в области немецко-американских отношений, поскольку президент Джо Байден пытается перезагрузить отношения, осложнившиеся в период президентства Дональда Трампа. Кроме того, эхо холодной войны продолжает звучать в федеральной земле Мекленбург — Передняя Померания, которая была частью Восточной Германии, и там Москва продолжает оставаться достаточно популярной. Настолько популярной, что в этом бывшем регионе ГДР проводится регулярно «День России», тогда как к Вашингтону здесь отношение настороженное.
Местные лидеры не стыдятся своей позиции (она имеет также широкую поддержку в Берлине) и утверждают, что целью введения американских санкций является попытка силой заставить Европу покупать американский сжиженный природный газ (СПГ). Клаудиа Мюллер (Claudia Müller), местная жительница и депутат Бундестага от партии «зеленые», выступающей как против американского СПГ, так и против «Северного потока — 2», считает, что этот фонд вызывает немало сомнений. По ее словам, его устав позволяет «Северному потоку — 2» предлагать кандидатуру исполнительного директора для своего бизнес-подразделения, а также предоставляет право выбирать двух из 18 членов совета директоров. Эрвин Селлеринг (Erwin Sellering), один из трех назначенных руководителей этого фонда, является бывшим премьер-министром этой земли и сторонником этого проекта. Ни он, ни двое других председателей не имеют никакой квалификации в области защиты окружающей среды. «Совершенно очевидно, что его представители (представители „Северного потока — 2") руководят этой организацией, — сказала г-жа Мюллер. — Поэтому возникает вопрос: Это, на самом деле, фонд?»
Работающие с ископаемым топливом компании часто создают фонды, целью которых является предотвращение деградации окружающей среды, считает Саша Мюллер-Крэннер (Sascha Müller-Kraenner), директор Немецкого экологического агентства (Deutsche Umwelthilfe — DUH). «Однако участие земельного правительства в работе фонда, главной задачей которого является поддержка самого трубопровода, — это нечто новое, — сказал он. — Я считаю это решение весьма спорным». Немецкое экологическое агентство подает два судебных иска против недавно образованного фонда — один будет направлен в немецкие суды, и в нем говорится о том, что эту организацию нельзя считать общественным фондом, поскольку контроль за его работой не такой строгий, а правила не совсем прозрачные с учетом того, что 99 процентов финансирования поступает от принадлежащего Газпрому проекта. Кроме того, он направил жалобу в Европейскую Комиссию, в которой говорится о том, что публичный проект, поддерживающий проект одной компании, нарушает правила предоставления помощи со стороны земельного правительства.
Кристиан Пегель (Christian Pegel), министр энергетики федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания, защищает этот проект и считает, что его главной целью является защита окружающей среды, «на которою „Северный поток — 2" не оказывает вообще никакого влияния». Возможно, наиболее спорным аспектом этого фонда является то, что он также намерен принимать участие в деловой активности, связанной с «Северным потоком — 2», — приобретать материалы у компаний, которые заинтересованы в работе над этим проектом, но могут натолкнуться на американские санкции.
По словам г-на Пегеля, это позволит завершить реализацию проекта «Северный поток — 2», несмотря на американские ограничения. «Эта организация может приобретать оборудование и материалы уже сегодня, до вступления санкций в силу, и складировать их. А если они потребуются через год, а против этих компаний будут введены санкции, то закупленное оборудование и другие материалы будут для них доступны», — сказал г-н Пегель.
Один американский чиновник, знакомый с санкционными законами, выразил скептическое отношение к подобным целям. По его мнению, все компании, которые будут продавать свои товары проекту «Северный поток — 2» и будут им использованы, будут привлечены к ответственности — независимо от того, продавали ли они непосредственно находящейся под санкции компании, или публичному фонду. «Это либо сознательный российский план по дезинформации и сбору продукции у наивных фирм, или это, на самом деле, безответственный шаг со стороны самого фонда», — отметил Томас О'Доннел (Thomas O'Donnell), аналитик в области энергетики и геополитики Школы управления Херти (Hertie School of Governance). По словам министра иностранных дел Германии Хайко Масса, это было решение федеральной земли, «а не решение федерального правительства». Хотя г-н Байден вряд ли захочет вести борьбу по поводу этого фонда и, скорее, будет пытаться восстановить трансатлантические отношения, госсекретарь Энтони Блинкен во время слушаний на этой недели по поводу утверждения в должности заявил о том, что администрация намерена использовать «все убедительные инструменты» для борьбы против проекта «Северный поток — 2». В земле Мекленбург — Передняя Померания некоторые чиновники говорят о том, что успех этого фонда не так важен, как местная гордость. «Противостояние Америке здесь хорошо воспринимается, — сказал один политик, — независимо от победы или поражения».