Конец ознаменовался появлением двух солдат Красной Армии. Утром 2 февраля 1943 года они осторожно подошли к засыпанному обломками входу в подвал полностью разрушенного оружейного завода «Красные баррикады». Вдруг перед ними возник человек и закричал: «Зовите своего генерала!» Так практически случайно красноармейцы наткнулись на командный пункт немецкого XI армейского корпуса.
Вскоре после этого генерал пехоты Карл Штрекер (1884-1973) последним из воевавших на Волге немецких командующих безоговорочно капитулировал. Битва за Сталинград наконец-то завершилась.
Штрекер стал профессиональным военным не по своей воле. Карл мечтал изучать евангелическую теологию, но у его овдовевшей матери не было денег на оплату учебы, и поэтому в 1896 году он поступил в кадетское училище, а в 1905 году в звании лейтенанта начал службу в прусско-германской армии.
Первую мировую войну он провел на фронте, а позднее служил в генеральном штабе. Потом Штрекер демобилизовался и поступил на службу в прусскую полицию. Там он сделал завидную карьеру: еще до прихода национал-социалистов к власти стал начальником школы полиции в Мюнстере. В 1935 году Штрекер вернулся в армию в звании генерал-майора и стал командиром дивизии.
Летом 1942 года Штрекер принял командование XI армейским корпусом, входившим в состав 6-й армии. После советского контрнаступления шесть дивизионов его корпуса сначала обороняли западную часть сталинградского котла, а затем были постепенно оттеснены в огромную промышленную зону на севере города.
Вместе с начальником штаба Гельмутом Гроскуртом (тем самым офицером, который утром 2 февраля наорал на двух красноармейцев) Штрекер собирался продолжать вести бои, пока еще был шанс на то, что деблокирующее наступление под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна увенчается успехом. Ради этого он, в том числе и отдавая категоричные приказы, удерживал на позициях свои уцелевшие войска — остатки 21-й немецкой и двух румынских дивизий. Но самопожертвование в духе нацистской пропаганды он отвергал.
Когда стало ясно, что положение безнадежное, один из адъютантов сказал Штрекеру: «Когда настанет время, мы покончим собой». Генерал ответил: «Послушайте, что я вам скажу! Никто тут стреляться не будет. Вы пойдете в плен вместе со своими солдатами и будете делать все, чтобы служить им примером». Глаза молодого офицера радостно вспыхнули: «Вы считаете, что мне совсем не обязательно стреляться?»
31 января 1943 года сдался в плен главнокомандующий 6-й армией Фридрих Паулюс. Незадолго до этого Гитлер радиограммой возвел его в ранг генерал-фельдмаршала. Это подразумевало, что Паулюс должен совершить самоубийство, ведь еще ни один немецкий фельдмаршал не сдавался в плен. Паулюс это проигнорировал и отдал своему начальнику штаба приказ о капитуляции.
Штрекер, также в последнюю минуту повышенный в звании до генерал-полковника, продержался в котле на 48 часов дольше. Затем он приказал начальнику штаба Гроскурту, кстати, убежденному противнику Гитлера, потребовать встречи с русским генералом, чтобы формально сдаться ему в плен.
Карл Штрекер провел в советском плену более 12 лет. В 1973 году в возрасте 88 лет он умер в Австрии.