Довольно резкая критика и угроза прекращения отношений, озвученные министром иностранных дел России Лавровым в адрес ЕС, свидетельствуют о все более углубляющемся конфликте и кризисе доверия между сторонами.
На днях министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров заявил, что, если Европейский союз примет решение о дополнительных санкциях, которые могут негативно повлиять на российскую экономику, Россия готова разорвать отношения с ЕС. Далее в своем выступлении Лавров отметил, что Россия хочет развивать сотрудничество с ЕС, не желает оказаться изолированной от мира, и не преминул напомнить выражение: «Хочешь мира — готовься к войне».
Это заявление Лаврова было выдержано в более резком тоне, чем привычные заявления на линии ЕС — Россия. В то время как предполагалось, что особенно после прихода Джо Байдена к власти в США российско-американские отношения будут развиваться в еще более негативном ключе, диалог между Россией и ЕС, несмотря на все проблемы между ними, годами поддерживался, хотя и на весьма скромном уровне. Так как же толковать это заявление Лаврова? Какие причины побудили одного из самых опытных на сегодняшний день министров иностранных дел мира сделать такое заявление?
Это заявление Сергей Лавров сделал после того, как 4-6 февраля Россию посетил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель (Josep Borrell). В ходе визита в Россию Боррель провел переговоры с министром иностранных дел Лавровым, а также встретился с представителями неправительственных организаций. Приехав в Москву, чтобы обсудить прежде всего проблему нарушений прав человека в России и передать России претензии ЕС на этот счет, Боррель после встречи с Лавровым заявил, что они «открыто и честно» обсудили проблемы. Когда в разных центрах ЕС это заявление, как и сам визит, расценили как «катастрофу», Боррель, вернувшись в Брюссель, изменил свою точку зрения о переговорах в России и заявил, что пресс-конференция прошла в жесткой атмосфере, Россия считает демократические ценности угрозой своему существованию. По возвращении Борреля из Москвы на повестке дня снова встал вопрос о введении ЕС новых санкций против России. Заявление российского министра иностранных дел также следует оценивать в рамках всех этих событий.
Разногласия, негативно сказывающиеся на отношениях
Отношения между ЕС и Россией, как известно, ухудшились после цветной революции на Украине в 2014 году. ЕС начал вводить многосторонние санкции против России, вскоре Россия ответила тем же. Несмотря на это, дипломатические контакты не прерывались, страны ЕС продолжали импортировать газ из России. Также следует сказать, что у ЕС нет единого подхода к политике в отношении России. В то время как ведущие страны ЕС в последнее время стали заявлять, что отношения с Россией необходимо реанимировать прежде всего по экономическим причинам, новые члены ЕС (бывшие страны Восточного блока) продолжают рассматривать Россию в качестве угрозы и выступают за сохранение санкций. А в последние месяцы произошли некоторые новые события, которые еще больше отодвинули отношения России и ЕС назад.
Важнейшим из этих событий, несомненно, является инцидент с оппозиционером Алексеем Навальным. Навальный был отравлен в 2020 году и по возвращении в Россию после лечения в Европе был арестован и приговорен к трем с половиной годам лишения свободы. Запад, включая страны ЕС, утверждает, что к отравлению Навального причастен Кремль, и обвиняет Россию в антидемократической политике. Российские официальные лица отвергают обвинения и заявляют, что за Навальным стоит Запад. Демонстрации, начавшиеся по всей России после ареста Навального, еще более усилили напряженность между сторонами. (Хотя значительная часть участников демонстраций скорее жалуются на условия жизни в стране, чем поддерживают Навального.) Одной из причин, обостривших напряженность между Россией и ЕС, стало участие в протестных акциях сотрудников некоторых иностранных дипломатических миссий в Москве. Так, в ходе визита Борреля Кремль заявил о высылке трех дипломатов посольств Германии, Швеции и Польши. Кроме того, заявления западных стран по поводу инцидента с Навальным и демонстраций в России российские официальные лица также расценивают как вмешательство во внутренние дела России. Таким образом, и дополнительные санкции, которые ЕС планирует ввести против России, и заявления Борреля с Лавровым фактически напрямую связаны с инцидентом с Навальным.
Другая не менее важная тема в отношениях России и ЕС — это события на востоке Украины. ЕС настаивает на том, что проблема сепаратизма в этом регионе должна быть решена в рамках соглашения Минской группы (Германии, Франции, России, Украины). Однако на этот счет также не удается получить результат, Украина обвиняет Россию в невыполнении взятых на себя обязательств, а Москва заявляет, что препятствием для реализации договоренностей является Украина. Официальные лица ЕС преподносят урегулирование этой проблемы как одно из условий нормализации отношений России с ЕС. Однако решить проблему на востоке Украины в краткосрочной перспективе не представляется возможным. Таким образом, эта проблема наряду с темой Навального будет оставаться в повестке дня отношений Россия — ЕС в предстоящий период и, несомненно, продолжать отрицательно сказываться на отношениях.
Разные интерпретации сторонами итогов Второй мировой войны и в целом исторические события также становятся причиной противостояния России и Запада. Кроме того, согласно статье, опубликованной на информационных сайтах Молдовы 9 февраля, власти Грузии, Украины и Молдовы работают над созданием военного объединения. Москва считает, что за этой инициативой также стоит Запад, в том числе ЕС. С другой стороны, можно сказать, что это новое объединение напоминает ГУАМ — организацию, созданную в свое время опять же против России, и не кажется инициативой с большими шансами на успех. Одно из беспокоящих Россию событий — это решение Всемирного антидопингового агентства (WADA) о том, что российские спортсмены не могут выступать от имени России и использовать национальные символы российского государства на международных спортивных соревнованиях. Российские власти считают, что в этой сфере применяются двойные стандарты. Опять же приход Байдена к власти в США и то, что в этот период в отличие от эпохи Трампа сотрудничество США — ЕС потенциально может расшириться (включая тему России), — тоже не самое позитивное событие с точки зрения отношений Россия — ЕС. Как видно, существует много таких факторов, негативно влияющих на отношения между двумя сторонами.
Разрыв отношений вряд ли возможен
Так насколько же реалистичен сценарий прекращения отношений, о котором говорил Лавров? После высылки Россией трех европейских дипломатов упомянутые страны, в свою очередь, объявили «персонами нон грата» по одному российскому дипломату. Однако едва ли можно ожидать, что в дипломатической, даже экономической и других сферах отношения будут полностью прерваны. Более того, несмотря на проблемы между сторонами, которые сохраняются на протяжении семи лет, экономические связи непрерывно поддерживаются. Хотя к 2019 году товарооборот между Россией и ЕС снизился до 232 миллиардов евро, сократившись примерно на 90 миллиардов евро по сравнению с 2012 годом, когда он составлял около 322 миллиардов евро, последние несколько лет он остается примерно на одном уровне. Кроме того, ЕС не смог найти альтернатив России и в сфере энергетики. Учитывая, что Москва в последние годы усиливает свое влияние на Кавказе и Ближнем Востоке, видно, что стороны нуждаются друг в друге и в контексте событий на международной арене.
Жозеп Боррель после своего визита в Россию заявил, что Россия все больше отдаляется от Европы. Хотя это утверждение справедливо, также не стоит забывать тот факт, что санкции еще никогда не сближали применяющую их сторону и страну, на которую они накладываются. Судя по всему, ЕС не захочет окончательно потерять Россию, и на саммите ЕС 22 февраля «дополнительные крупномасштабные санкции, которые нанесут еще больший вред российской экономике, такие как отмена "Северного потока — 2"» не будут приняты.