Приближается 80-летие вторжения нацистской Германии в Советский Союз, и Россия все сильнее цепляется за героическую роль Советского Союза во Второй мировой войне в трактовке президента Владимира Путина. Его взгляд всячески прославляет вклад России в спасение мира от нацистской Германии, но при этом скрывает либо преуменьшает стороны, менее достойные восхищения, например, сотрудничество СССР с Германией в 1939-41 годах, оккупацию Польши и военные преступления.
На прошлой неделе поправка была принята в первом чтении в нижней палате российского парламента, ужесточив наказание за умышленное «распространение ложной информации о деятельности Советского Союза во время Второй мировой войны», — это распространяется и на информацию, опубликованную в интернете. Для нарушителей законопроект предусматривает штраф в размере 3 миллионов рублей (40 665 долларов).
В официальном заявлении Думы прямого определения «ложной информации» в контексте закона не прозвучало. Говорилось лишь, что запрещается публиковать информацию, противоречащую фактам, установленным послевоенным Нюрнбергском трибуналом, а также ложные сведения о советских действиях во время войны. В заявлении отмечается, что «защита исторической памяти» — один из важнейших принципов конституции, который отражает «нашу коллективную память и культуру», и государство будет защищать «историческую правду».
Среди прочего Россия отвергает утверждения, что, подписав 23 августа 1939 года германо-советский пакт о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа, она несет равную ответственность за развязывание войны. Помимо протокола о ненападении, пакт поделил Восточную Европу на германскую и советскую сферы влияния.
Впоследствии, после вторжения нацистской Германии в Польшу 1 сентября 1939 года, Советский Союз сделал то же самое, и Польша оказалась поделена между оккупантами.
Кроме того, Россия отвергает утверждения Польши, что Советский Союз не захотел поддержать ее сопротивление нацистской оккупации, хотя и имел такую возможность, — особенно во время Варшавского восстания в 1944 году. В январе в журнале «Политико» (Politico) премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил: «Хотя варшавяне с надеждой ждали помощи, Иосиф Сталин приказал Красной Армии не вмешиваться». Он добавил, что в 1944 году «советская армия стояла в 200 километрах от Освенцима, но наступление было остановлено, что позволило немцам отступить и продолжить марши смерти до января 1945 года». Он заключил, что «спасение евреев никогда не было приоритетом для Сталина и Красной Армии».
Польша не согласна и с тем, что в 1945 году Советский Союз надел лавры «освободителя» оккупированной Польши, чем хвастается Путин. По словам Варшавы, это было не освобождение, а «повторная оккупация», которая продолжалась до 1990 года, когда рухнул коммунистический режим. Польша считает, что советская оккупация «стоила стране миллионов жизней и лишила Польшу и Центральную Европу независимости и шансов на нормальное экономическое развитие».
Еще одна щекотливая тема, чье обсуждение путинский режим всячески пытается пресечь, — это масштабы жертв, принесенных советскими солдатами и мирными гражданами при сталинском режиме. Один из наиболее острых моментов в этом отношении — немецкая блокада Ленинграда, которая продлилась почти 900 дней и унесла около 750 000 жизней.
Когда несколько лет назад один российский телеканал задался вопросом, можно ли этого было избежать, если бы не упорство Сталина, на него обрушилась столь мощная атака, что он едва не закрылся.
Не исключено, что Путин захочет воспользоваться новым законом, чтобы российский интернет лучше отражал его взгляд на историю. В то же время новая поправка кажется ответом на расстроившие Путина недавние шаги европейских институтов. Так, в сентябре 2019 года Европейский парламент принял резолюцию о «важности европейской памяти для будущего Европы», где говорится, что «пакт Молотова-Риббентропа <…> проложил путь к началу Второй мировой войны». Путин же считает пакт неизбежной крайней мерой, поскольку попытки Советского Союза собрать единый фронт против нацистской Германии никто не поддержал. В прошлом году аналогичное решение принял и польский парламент, ужесточив тон насчет Советского Союза и обвинив сегодняшнюю Россию в «манипуляциях и исторических искажениях».
В прошлом году эти исторические споры достигли даже Яд-Вашема, где в Международный день памяти жертв Холокоста состоялась крупная церемония с участием мировых лидеров, включая Путина. После церемонии Яд-Вашем принес необычные извинения за некоторые материалы, представленные во время мероприятия, — в них фигурировали «неточности», «частичное изложение фактов» и «однобокое впечатление», поскольку Советский Союз изображался чуть ли не единоличным победителем нацистской Германии.
Поправка к российскому закону принимается через три года после попытки Польши ввести аналогичную поправку: для тех, кто «вопреки фактам», утверждает причастность поляков к злодеяниям нацистов, предусматривалось тюремное заключение. Ту поправку в конечном счете отменили под международным давлением, но в прошлом месяце полиция допросила польского журналиста, который написал, что поляки были причастны к Холокосту. Кроме того, двум польским историкам только что предъявили иск за клевету: в книге под их редакцией на основе показаний пережившего Холокост утверждалось, что евреев немцам сдал поляк.
Помимо России и Польши с попытками переписать историю в газетные заголовки за последние годы угодили Украина, Литва и Венгрия, — каждая продвигает собственную трактовку истории, обычно восхваляя героизм местного населения и их жертвы и, наоборот, скрывая пятна позора на своем прошлом. Помимо законодательства, эти попытки переписать историю принимают и другую форму, например, установку или снос памятников.