По словам Таро Коно, министра по делам административной реформы Японии, новая вакцина против коронавируса, а именно американская вакцина Pfizer, может быть поставлена местным органам самоуправления к концу июня этого года в объемах, достаточных для того, чтобы осуществить двукратную прививку всем пожилым людям. Однако министр добавил, что это зависит от одобрения поставок Европейским Союзом (ЕС).
Конец июня — это слишком поздно для страны, которая находится в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио. Хотя количество инфицированных и умерших в Японии по мировым меркам и невелико, отсюда, из Европы, совершенно не ощущается никакой серьезности в подготовке японских властей к столь ответственному мировому мероприятию, которое будет проходить в условиях пандемии covid-19.
С другой стороны, в самом Евросоюзе, который является ключом к обеспечению Японии противовирусными вакцинами, вакцинация продвигается медленно, за что эта европейская организация подвергается суровой критике.
Задержки поставок вакцины Pfizer
В июне 2020 года Евросоюз разработал основополагающие принципы своей политики в борьбе с коронавирусом. Было решено, что именно ЕС будет вести переговоры о закупке вакцин от имени индивидуальных стран-членов. Это должно было снизить затраты на переговоры и избежать конкуренцию между странами, входящими в союз. Страны ЕС в принципе не были обязаны участвовать в этой системе, но все 27 государств-членов решили участвовать.
У ЕС есть контракты на вакцину, совместно разработанную Pfizer и немецкой Biontech, вакцину Moderna американского производства и вакцину AstraZeneca, производимую в Великобритании.
Однако, что касается вакцин Pfizer — Biontech, то ее поставки были временно сокращены, поскольку Pfizer вынуждена была расширять производственные мощности на своем бельгийском заводе, что сделало невозможными своевременные поставки в соответствии с контрактом. Кроме того, Pfizer будет реализовывать контракты в порядке их подписания с ЕС. Таким образом, контракты с более поздним сроком подписания передвигаются в «конец очереди».
Не только вакцины Pfizer, но и вакцины Moderna испытывали проблемы с поставками, причем во Францию и Италию их было поставлено значительно меньше, чем ожидалось. Кроме того, производство британской вакцины AstraZeneca в Бельгии и Голландии начало сильно отставать от планов, и ее в Европе тоже остро не хватает.
Фактически, Великобритания, которая вышла из ЕС в январе этого года, имеет высший приоритет в получении вакцины AstraZeneca, произведенной в ЕС. ЕС был разочарован тем, что вакцины, произведенные на его территории, не поставлялись в континентальные страны Европы в соответствии с заказом, и ввел ограничения на экспорт, не позволяя вывоз вакцин, произведенным в ЕС, за пределы Союза без специальных разрешений.
Например, несмотря на то, что в Японии был бы завод по производству вакцины и, если бы она в первую очередь начала бы поставляться лекарство в Южную Корею, на Тайвань и в Юго-Восточную Азию, японцы, разумеется, были бы недовольны. Именно так дело обстоит и в ЕС. Поэтому установленные им ограничения вполне естественны.
Однако это регулирование экспорта неожиданно вызвало трения с Великобританией. Это нарушило ирландский протокол о границе между британской Северной Ирландией и Ирландской Республикой.
Британская Ирландия, которая граничит с Ирландией, избежала установления таможенных границ с Ирландией после брексита. Британское правительство категорически возражает против необходимости контроля за вакцинами из-за европейских ограничений на их экспорт. Проблема может вырасти до восстановления таможенных границ между Ирландией и Северной Ирландией.
Опасения по поводу приостановки экспорта вакцин за пределы ЕС
На встрече на высшем уровне 25 февраля ЕС сосредоточился на проблеме пандемии covid-19 и на вопросе о том, что поставки вакцины фармацевтическими компаниями были значительно сокращены по сравнению с контрактными обязательствами. ЕС снова обратился к фармацевтическим компаниям с жестким призывом: «Компании должны обеспечивать предсказуемость производства вакцины и соблюдать контрактные условия поставок». Давление на производителей со стороны ЕС было оказано беспрецедентное.
Сложившуюся в Европе ситуацию с вакцинами Японии ни в коем случае игнорировать нельзя. Если правильно интерпретировать приведенное в начале стать высказывание министра Коно о том, что «поставки противовирусных вакцин в Японию зависят от развития положения в ЕС», то можно сделать вывод, что перспективы «нестабильного» получения вакцины в полной мере касаются и Японии. В этом случае огромное значение будет иметь способность Японии оказывать необходимое давление на фармацевтические компании и Евросоюз. Только вот сможет ли наша страна такую способность продемонстрировать?
Здесь следует в полной мере учитывать разрыв между Великобританией, которая наращивает темпы вакцинации своего населения, и ЕС, который в этом деле явно отстает. Великобритания одобрила вакцину Pfizer-Biontech в ноябре, за три недели до того, как Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) подтвердило безопасность вакцины.
AstraZeneca также была одобрена в Великобритании 30 декабря прошлого года всего за неделю, в вот одобрение этой вакцины в ЕС произошло только в конце января, то есть месяц спустя. Из-за задержки с вакцинацией немецкая газета Bild высмеяла администрацию Меркель как «вакцинную улитку».
Вся эта ситуация вызвана засилием бюрократии в Евросоюзе
Нельзя отрицать, что строгость одобрения вакцин и сложный процесс их утверждения в ЕС оказывают существенное влияние на запаздывание вакцинации в Евросоюзе. Однако британские эксперты по вакцинам установили, что критерии утверждения EMA для вакцин AstraZeneca не отличаются от соответствующих критериев в Великобритании, отметив, что главным в медленных темпах этой работы являются гигантские бюрократические проволочки в Европе.
Что касается собственно вакцинации, Евросоюзу требуется время для координации действий 27 стран с различными ситуациями. Но первая причина — это сильная бюрократия в ЕС. Неудивительно поэтому, что в Великобритании, отставившей европейскую бюрократию в сторону, вакцинация населения продвигается с большой скоростью.
Великобритания является второй страной в мире по относительных масштабам вакцинации после Израиля. В ней по состоянию на 26 февраля 29% населения были вакцинированы хотя бы один раз. Семья моего друга в Великобритании говорит, что все, включая их 30-летнего сына, прошли первую вакцинацию, а вторая не за горами. Это являет собой разительный контраст с ЕС, где, например, в Дании, которая имеет наибольшее количество прививок, этот показатель составляет — 7,1%, в Германии — 4,6% и во Франции — 4,3%.
Некоторые государства-члены ЕС, уставшие от задержек с поставками препаратов со стороны Евросоюза, начали самостоятельно закупать вакцины. Венгрия, возглавляемая премьер-министром Виктором Орбаном, которого ЕС регулярно критикует за авторитарность и собственную политическую линию, 16 февраля получила вакцину от коронавируса, разработанную китайской фармацевтической компанией China National Pharmaceutical, и начала вакцинацию.
Это связано с тем, что государствам-членам разрешены индивидуальные переговоры с производителями вакцин, с которыми у ЕС нет своих соглашений. Венгрия также согласилась приобретать российскую вакцину Sputnik V. Одновременно и Испания заявляет, что не откажется от российских вакцин.
Недоверие к вакцине
Отставание в Европе в сроках вакцинации порождает и еще один нежелательный эффект — широкое распространение недоверия к вакцине. Например, в январе этого года регулирующие органы ЕС в сфере здравоохранения одобрили использование вакцины AstraZeneca для всех возрастных групп. Тем не менее регуляторы во многих странах ЕС, включая Францию, Германию и Италию, создают недоверие к вакцине, поскольку не рекомендуют использовать ее людям старше 65 лет.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что вакцина AstraZeneca неэффективна для пожилых людей. Компания AstraZeneca резко раскритиковала его слова как «заявление без какой-либо научной основы», и, хотя данное заявление было отозвано, распространившиеся на его фоне слухи продолжают свое существование.
В Великобритании дополнительная информация о вакцинах время от времени раскрывается для повышения прозрачности процесса вакцинации населения. В то же время средствам массовой информации рекомендуется не распространять ненужную негативную информацию. Между тем, в СМИ ЕС «гуляет» много негативной информации, не имеющей научного обоснования.
В одночасье изменить прочно укоренившуюся в Европе бюрократию ЕС сложно. Однако нельзя не признать, что такая практика является серьезным препятствием с точки зрения борьбы с такими глобальными рисками, как пандемия covid-19, когда на карту поставлены миллионы человеческих жизней.
Комментарии японских читателей
mhc
Вот так солидарность! Европа должна была бы в первую очередь помочь нам — у нас Олимпиада на носу. Но куда там! Удастся ли нам договориться с европейцами о том, чтобы до конца июня действительно началась вакцинация пожилых людей?
met
Контракты есть контракты. И нарушать их не может ни одна сторона. Как-то будет с нами? Переживем ли Олимпиаду?!
maj
В мире что-то не видно такого понимания, что в первую очередь нужно было бы обеспечить вакцинами Японию, в которой будет проходить гигантское мировое событие — Олимпиада!
Все думают только о себе!
sak
Америка и Европа занялись «вакцинной войной». Поэтому Японии нужно, не уповая на других, разрабатывать свою вакцину! Ведь были же наработки у Fuji Film?
osa
Японскому правительству нужно прежде всего думать и поддерживать своего разработчика и производителя!
dai
А кто сказал, что у нас в Японии меньше бюрократии, чем в ЕС? Наши чиновники такие же непробиваемые бюрократы. И СМИ тоже умеют нагнетать напряженность! Вот еще посмотрим, как реализуются все эти обещания министра Коно! Одно ясно: с европейскими вакцинами Япония попала в сложную ситуацию!