В то время как президент США Джо Байден продолжает работать с повесткой дня, практически полностью сфокусированной на внутренней политике, госсекретарь Энтони Блинкен (Antony Blinken) и министр обороны Ллойд Остин (Lloyd Austin) отправились в турне по Азиатско-Тихоокеанскому региону. 16-17 марта два министра будут в Токио, а 17-18 марта — в Сеуле. Кроме того, 18 марта госсекретарь Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan) встретятся со своими китайскими коллегами. Хотя приоритеты внешней политики администрации Байдена уже постепенно вырисовываются, по-прежнему остается загадкой, какой будет ее политика на Кавказе.
Вашингтон в ходе попытки госпереворота в Армении призвал стороны конфликта к сдержанности. Госсекретарь Блинкен заявлял, что США приветствуют усилия по обеспечению долгосрочного политического урегулирования разногласий между Азербайджаном и Арменией, которое пойдет на пользу народам региона. Кроме того, мы также знаем, что в лице Грузии администрация Байдена желает видеть безопасную нацию в пределах своих границ, дистанцированную от России, интегрированную в Европу и НАТО. Базирующийся в Вашингтоне Каспийский политический центр, в мероприятиях которого я также участвую, на днях принимал Джорджа Кента (George Kent) из высшего руководства Бюро по европейским и евразийским делам Госдепартамента США. Вот выжимки из его высказываний по поводу Кавказа:
— стратегическая поддержка США в направлении демократического, процветающего, мирного, безопасного Южного Кавказа и Большого Каспия продолжается;
— давайте возрождать участие Вашингтона в нагорно-карабахском урегулировании и работу группы ОБСЕ;
— вызывает беспокойство тот факт, что у России, Китая и Ирана другие интересы в регионе;
— важно, чтобы регион достиг демократии, верховенства закона и основных свобод.
Одним словом, США в этом регионе дают сигнал: «Хотя меня не видно, у меня по-прежнему есть глаза и уши в регионе. У нас есть сила при необходимости предпринять желаемые шаги прежде всего в сфере энергетической безопасности и экономики, никому не сдавая позиций».
Между тем о политике США на Кавказе я также побеседовал с четырьмя авторитетными лицами в Вашингтоне. Приведу краткие тезисы их комментариев.
Американский (отставной) генерал Майкл Репасс (Michael Repass):
— Турция выполняет важную задачу в процессе миротворчества и может быть уравновешивающим элементом;
— США, Турция и Азербайджан могут работать вместе по многим вопросам, включая энергетику;
— Вашингтону следует уделять больше внимания региону.
Директор Каспийского политического центра Эфган Нифти (Efgan Nifti):
— США будут прилагать усилия к достижению прочного мира, работая как с Азербайджаном, так и с Арменией, и постараются взять на себя активную роль в процессе послевоенного восстановления;
— политика США на Кавказе окончательно не сформировалась, еще не сделаны назначения на многие критические посты в связи с региональными вопросами;
— победителем в азербайджано-армянской войне является прежде всего Азербайджан;
— Турция как член НАТО взяла на себя очень важную миссию баланса; с этой точки зрения для США крайне важно сотрудничать с Турцией в рамках политики в отношении Кавказа и Центральной Азии.
(Бывший) посол США в Азербайджане Роберт Секута (Robert Cekuta):
— группа ОБСЕ как инструмент сыграет важную роль в обеспечении мира;
— в Нагорном Карабахе действует режим прекращения огня, но мира пока нет; США могут сыграть ведущую роль в установлении этого мира;
— вызывает беспокойство военное присутствие России в Грузии, Азербайджане и Армении;
— газовое соглашение между Туркменией и Азербайджаном является надеждой и для Запада.
Джанин Митчелл (Jeanene Mitchell) из Вашингтонского университета:
— в администрации Байдена есть лица, которые очень хорошо знают Кавказ;
— администрация Байдена будет придерживаться сбалансированного подхода к содействию мира в регионе и достижению прогресса при новом статус-кво;
— у России, несмотря на военное присутствие в регионе, нет такой мягкой силы, как у США; другими словами, Россия не сможет принести в регион экономическое развитие и устойчивое спокойствие;
— важный вопрос заключается в том, отделит ли администрация Байдена проблемы, существующие в отношениях с Россией и Турцией, от участия в нагорно-карабахском урегулировании…