Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чжао Лун: скрытые цели, стоящие за новыми санкциями США и Европы против России (Хуаньцю шибао, Китай)

Туристический сезон в Ялте - ИноСМИ, 1920, 16.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа и США объявили о новых санкциях против России. Сама же Россия считает их «пустой формальностью». Она демонстрирует устойчивость к «санкционным войнам», и у Запада не получается добиться того устрашающего эффекта, на который он рассчитывает, пишет китайский эксперт. Так для чего же нужны эти санкции?

Соединенные Штаты и Европа одновременно объявили на прошлой неделе о введении новых санкций в отношении ряда высокопоставленных чиновников и организаций России в связи с инцидентом с российским оппозиционером Алексеем Навальным. Как «первое выступление» против России после прихода Джо Байдена к власти, санкции, основу которых составляют замораживание личных активов, визовые ограничения, высылка физических лиц и запреты на финансирование, были высмеяны Россией, заявившей, что они превратились в пустое формальное «церемониальное» поведение. Однако с определенной точки зрения США и Европа, в этот раз вводящие против России санкции, преследуют несколько скрытых целей.

Во-первых, санкции — это шаг администрации Байдена для установления своего авторитета во внешней политике. С момента прихода к власти в конце января главные силы его администрации сдерживались множественными внутренними проблемами в Соединенных Штатах. Президент Байден подписывал указы или участвовал в деятельности, в основном сосредоточенной на таких вопросах, как меры борьбы с эпидемией и восстановление экономики, а все жесткие меры нового главы США были направлены на внутренние проблемы страны. Однако с конца февраля Байден впервые приказал провести зарубежную военную операцию по бомбардировке проиранских ополченцев в Сирии. Госсекретарь Энтони Блинкен также предложил восемь приоритетов для американской дипломатии, и дипломатические вопросы быстро возвращаются в центральную повестку дня. Правительство Байдена, похоже, заинтересовано в начале нового раунда санкций против России через альянс с Европейским союзом, чтобы показать Республиканской партии, которая постоянно критикует его в «бесхребетности», что Соединенные Штаты при Байдене будут сочетать «кнут с пряником», чтобы противостоять в конфликтах с крупными державами, и не станут «бумажным тигром» (обр. колосс на глиняных ногах, прим. пер.) на международной арене.

Во-вторых, санкции — это акт объединения политических действий западных стран против России. С момента начала украинского кризиса в 2014 году Соединенные Штаты и Европа объявили о начале десятков раундов «санкционных войн» против России, в основном в сфере экономики и торговли, дополненных военной, дипломатической, политической и пропагандистской областями, из-за чего отношения между сторонами упали до точки нового абсолютного минимума с момента окончания холодной войны. Однако в процессе по причине собственных интересов и внутренних игр Запад не смог согласовать санкции по объему, форме, содержанию и срокам, оставив России пространство для маневров между США и Европой. Например, применение разных стратегий для удовлетворения различных требований и интересов «новой» и «старой» Европы и использование «фактора Трампа» для смягчения противоречий и давления между Соединенными Штатами и европейскими странами. Под предлогом сохранения прочности существующих санкций, администрация Байдена упорно трудилась, чтобы объединить независимые санкции США и Европы, которые испытывали недостаток синхронизации и согласования между собой. С одной стороны, Байден хочет ограничить Россию в использовании «слепых пятен» в санкциях для того, чтобы обойти их, а с другой, — он также демонстрирует решимость Европе в стремлении реконструировать трансатлантическое партнерство. Подобное поведение можно охарактеризовать пословицей: убить двух зайцев одним выстрелом.

В-третьих, санкции также являются ходом Демократической партии, демонстрирующим ее «первоначальные намерения». Для Байдена и Демократической партии права человека, демократия и другие ценности всегда были важнейшим оружием для вмешательства во внутренние дела других стран, развития ценностной дипломатии и завоевания морального превосходства. Санкции, введенные администрацией Байдена против России на основании «использования химического оружия для покушения на деятелей оппозиции», могут показать американцам и всему миру фундаментальные различия в ценностях и руководящей идеологии между ней и администрацией Трампа.

Фактически после десятков раундов санкций за более чем шесть лет российские элиты и все слои общества в целом становились все более нечувствительными к внешним санкциям, и Западу трудно добиться действительно устрашающего эффекта новыми мерами. Кроме того, высокопоставленные российские чиновники, включая генерального прокурора России, директора Федеральной службы безопасности и директора Федеральной службы исполнения наказаний, уже завершили процедуру «самопроверки» заграничных активов. Поскольку США и Россия почти не взаимодействуют в сфере оборонной торговли, о так называемом запрете на экспорт «продукции оборонного назначения и оборонных услуг» в больше степени говорить и не приходится. 

Тем не менее совместные действия США и Европейского союза против России ограничивают российский план «сломать лед в дипломатических отношениях», что затрудняет попытки России разделить Европу и может привести к тому, что конфликт между Россией и Европой превзойдет по интенсивности конфликт между Россией и США. Проект газопровода «Северный поток — 2» может стать «козлом отпущения» в процессе ухудшения отношений между двумя сторонами. Министр иностранных дел России Сергей Лавров однажды заявил, что Россия может «полностью разорвать отношения» с ЕС в качестве возможного варианта ответа на санкции. Что еще более важно, Соединенные Штаты и Европа продолжают раздувать шумиху вокруг инцидента с Навальным, что может повлиять на внутриполитические процессы в России в этом году, такие как выборы в Государственную Думу. В демонстрациях, вспыхнувших в России в начале этого года, теневое присутствие западных сил стало еще более очевидным. США и Европа использовали своих дипломатов в России для подстрекательства масс в интернете и поощряли местные неправительственные организации и СМИ «подливать масла в огонь», а затем на высоком уровне осудили действия российского правительства, что, вероятно, стало новым способом подрыва внутриполитических процессов РФ. 

В целом, в области международной политики санкции никогда не были конечной целью, а лишь особым средством достижения стратегических целей. «Формализация» санкций США и Европы против России на этот раз служит больше требованиям внутренней политики США и европейских стран и ответом на яростные призывы к действию в адрес России внутри Запада. Заявление российского правительства о «не обязательно симметричном ответе» и освобождение от американских санкций российских организаций «в области космического сотрудничества» также показывают, что обе стороны оставили себе возможность к отступлению и не хотят слепо обострять конфликт.

Однако самый большой недостаток санкций как политического инструмента заключается в том, что соответствующие страны часто попадают в бесконечный порочный круг «санкций и контрсанкций», заменяя стратегические суждения реакцией на растущее давление. Как правило, существуют два основных фактора, которые могут помочь заинтересованным сторонам выйти из этого бесконечного цикла санкций. Один из них заключается в том, чтобы лица, принимающие решения в одном из правительств, смогли выдержать давление и активно шли на компромисс; другой — это существенные изменения на международной арене, благодаря которым интересы двух стран могли бы совпасть по ключевым вопросам. Судя по нынешним отношениям между Россией и Западом, этих вышеперечисленных факторов не имеется. Соединенные Штаты и Европа не только считают так называемую «долгую эпоху Путина» серьезной угрозой, но и президент Путин никогда не отступал перед лицом таких жестких мер, как санкции. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективах у обеих сторон существует очень небольшой шанс «сломать лед в отношениях».

Чжао Лун (赵隆) — научный сотрудник Шанхайского института международных исследований

 
Популярные комментарии
В
Вышиватник
11
litovec11, Из за плохого поведения немедленно отсекается белорусский транзит и удушается литовская железная дорога.
GreyCat
21
Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективах у обеих сторон существует очень небольшой шанс «сломать лед в отношениях». ---------- Мне кажется, что России уже давно надо перестать биться как рыба об лед в попытке сломать лед отношений. Учитывая менталитет Запада надо действовать строго наоборот. Забыть на какое-то время о Западе, при этом лупя по его нечистым рукам везде, где попадется. Без всяких оглядок на то, как посмотрит на это или что подумает об этом "мировое демократическое сообщество". Вот тогда лед отношений бросится ломать Запад.