Соединенные Штаты и Европа одновременно объявили на прошлой неделе о введении новых санкций в отношении ряда высокопоставленных чиновников и организаций России в связи с инцидентом с российским оппозиционером Алексеем Навальным. Как «первое выступление» против России после прихода Джо Байдена к власти, санкции, основу которых составляют замораживание личных активов, визовые ограничения, высылка физических лиц и запреты на финансирование, были высмеяны Россией, заявившей, что они превратились в пустое формальное «церемониальное» поведение. Однако с определенной точки зрения США и Европа, в этот раз вводящие против России санкции, преследуют несколько скрытых целей.
Во-первых, санкции — это шаг администрации Байдена для установления своего авторитета во внешней политике. С момента прихода к власти в конце января главные силы его администрации сдерживались множественными внутренними проблемами в Соединенных Штатах. Президент Байден подписывал указы или участвовал в деятельности, в основном сосредоточенной на таких вопросах, как меры борьбы с эпидемией и восстановление экономики, а все жесткие меры нового главы США были направлены на внутренние проблемы страны. Однако с конца февраля Байден впервые приказал провести зарубежную военную операцию по бомбардировке проиранских ополченцев в Сирии. Госсекретарь Энтони Блинкен также предложил восемь приоритетов для американской дипломатии, и дипломатические вопросы быстро возвращаются в центральную повестку дня. Правительство Байдена, похоже, заинтересовано в начале нового раунда санкций против России через альянс с Европейским союзом, чтобы показать Республиканской партии, которая постоянно критикует его в «бесхребетности», что Соединенные Штаты при Байдене будут сочетать «кнут с пряником», чтобы противостоять в конфликтах с крупными державами, и не станут «бумажным тигром» (обр. колосс на глиняных ногах, прим. пер.) на международной арене.
Во-вторых, санкции — это акт объединения политических действий западных стран против России. С момента начала украинского кризиса в 2014 году Соединенные Штаты и Европа объявили о начале десятков раундов «санкционных войн» против России, в основном в сфере экономики и торговли, дополненных военной, дипломатической, политической и пропагандистской областями, из-за чего отношения между сторонами упали до точки нового абсолютного минимума с момента окончания холодной войны. Однако в процессе по причине собственных интересов и внутренних игр Запад не смог согласовать санкции по объему, форме, содержанию и срокам, оставив России пространство для маневров между США и Европой. Например, применение разных стратегий для удовлетворения различных требований и интересов «новой» и «старой» Европы и использование «фактора Трампа» для смягчения противоречий и давления между Соединенными Штатами и европейскими странами. Под предлогом сохранения прочности существующих санкций, администрация Байдена упорно трудилась, чтобы объединить независимые санкции США и Европы, которые испытывали недостаток синхронизации и согласования между собой. С одной стороны, Байден хочет ограничить Россию в использовании «слепых пятен» в санкциях для того, чтобы обойти их, а с другой, — он также демонстрирует решимость Европе в стремлении реконструировать трансатлантическое партнерство. Подобное поведение можно охарактеризовать пословицей: убить двух зайцев одним выстрелом.
В-третьих, санкции также являются ходом Демократической партии, демонстрирующим ее «первоначальные намерения». Для Байдена и Демократической партии права человека, демократия и другие ценности всегда были важнейшим оружием для вмешательства во внутренние дела других стран, развития ценностной дипломатии и завоевания морального превосходства. Санкции, введенные администрацией Байдена против России на основании «использования химического оружия для покушения на деятелей оппозиции», могут показать американцам и всему миру фундаментальные различия в ценностях и руководящей идеологии между ней и администрацией Трампа.
Фактически после десятков раундов санкций за более чем шесть лет российские элиты и все слои общества в целом становились все более нечувствительными к внешним санкциям, и Западу трудно добиться действительно устрашающего эффекта новыми мерами. Кроме того, высокопоставленные российские чиновники, включая генерального прокурора России, директора Федеральной службы безопасности и директора Федеральной службы исполнения наказаний, уже завершили процедуру «самопроверки» заграничных активов. Поскольку США и Россия почти не взаимодействуют в сфере оборонной торговли, о так называемом запрете на экспорт «продукции оборонного назначения и оборонных услуг» в больше степени говорить и не приходится.
Тем не менее совместные действия США и Европейского союза против России ограничивают российский план «сломать лед в дипломатических отношениях», что затрудняет попытки России разделить Европу и может привести к тому, что конфликт между Россией и Европой превзойдет по интенсивности конфликт между Россией и США. Проект газопровода «Северный поток — 2» может стать «козлом отпущения» в процессе ухудшения отношений между двумя сторонами. Министр иностранных дел России Сергей Лавров однажды заявил, что Россия может «полностью разорвать отношения» с ЕС в качестве возможного варианта ответа на санкции. Что еще более важно, Соединенные Штаты и Европа продолжают раздувать шумиху вокруг инцидента с Навальным, что может повлиять на внутриполитические процессы в России в этом году, такие как выборы в Государственную Думу. В демонстрациях, вспыхнувших в России в начале этого года, теневое присутствие западных сил стало еще более очевидным. США и Европа использовали своих дипломатов в России для подстрекательства масс в интернете и поощряли местные неправительственные организации и СМИ «подливать масла в огонь», а затем на высоком уровне осудили действия российского правительства, что, вероятно, стало новым способом подрыва внутриполитических процессов РФ.
В целом, в области международной политики санкции никогда не были конечной целью, а лишь особым средством достижения стратегических целей. «Формализация» санкций США и Европы против России на этот раз служит больше требованиям внутренней политики США и европейских стран и ответом на яростные призывы к действию в адрес России внутри Запада. Заявление российского правительства о «не обязательно симметричном ответе» и освобождение от американских санкций российских организаций «в области космического сотрудничества» также показывают, что обе стороны оставили себе возможность к отступлению и не хотят слепо обострять конфликт.
Однако самый большой недостаток санкций как политического инструмента заключается в том, что соответствующие страны часто попадают в бесконечный порочный круг «санкций и контрсанкций», заменяя стратегические суждения реакцией на растущее давление. Как правило, существуют два основных фактора, которые могут помочь заинтересованным сторонам выйти из этого бесконечного цикла санкций. Один из них заключается в том, чтобы лица, принимающие решения в одном из правительств, смогли выдержать давление и активно шли на компромисс; другой — это существенные изменения на международной арене, благодаря которым интересы двух стран могли бы совпасть по ключевым вопросам. Судя по нынешним отношениям между Россией и Западом, этих вышеперечисленных факторов не имеется. Соединенные Штаты и Европа не только считают так называемую «долгую эпоху Путина» серьезной угрозой, но и президент Путин никогда не отступал перед лицом таких жестких мер, как санкции. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективах у обеих сторон существует очень небольшой шанс «сломать лед в отношениях».
Чжао Лун (赵隆) — научный сотрудник Шанхайского института международных исследований