Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): Россия мечтала о строительстве мощных линкоров

© РИА Новости Шутов / Перейти в фотобанкОгонь ведут орудия главного калибра
Огонь ведут орудия главного калибра - ИноСМИ, 1920, 17.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мода на параллели между Гитлером и Сталиным, когда-то вдохновлявшая великого Василия Гроссмана, в США и ЕС переходит пределы разумного. Автор пишет: «У Иосифа Сталина были мечты построить группировку мощных линкоров, и этим он не очень-то отличался от Гитлера». Но и у Англии были такие планы, и у Японии. Есть еще параллели: Сталин и Гитлер оба носили усы, родились в XIX веке и т.д.

Советскому Союзу перед Второй мировой войной не удалось создать серьезный военно-морской флот, однако у Иосифа Сталина были мечты построить группировку мощных линкоров, и этим он не очень-то отличался от Гитлера.

Диктаторы, деспоты и тоталитарные режимы часто думают о создании крупных флотов, состоящих из мощных боевых кораблей. ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в настоящее время заняты строительством авианосцев, пытаясь выйти на мировой уровень. Также ходят слухи, что Исламская Республика Иран вынашивает опаснейшие планы создания собственных авианосцев.

Но до Второй мировой войны зависть у всего мира вызывали не авианосцы, а линейные корабли. Немецкий кайзер Вильгельм II построил «флот открытого моря», что сблизило Британию с Францией и Россией, а нацистская Германия пыталась этот флот восстановить, включив в его состав массивные линкоры. Японская империя также стремилась построить большие линейные корабли, но потом переключила внимание на авианосцы.

Советскому Союзу перед Второй мировой войной не удалось создать серьезный военно-морской флот, однако у Иосифа Сталина были мечты построить группировку мощных линкоров, и это еще одна черта политика, которая сближает его с Гитлером.

Мечты Сталина о линкорах

В 1938 году, когда началась последняя довоенная пятилетка, Сталин потребовал создать флот из 19 линкоров. В их числе планировалось создать линкоры типа «Советский Союз», которые должны были стать самыми большими боевыми кораблями советской постройки на то время. Оснащенный линкорами Тихоокеанский флот должен был разгромить японцев в случае начала войны, а Балтийский флот и Северный флот в это время должны были уничтожить ВМС Германии, а также Польши, Швеции, Финляндии и прибалтийских государств. Черноморский флот должен был получить возможность одержать победу над ВМС Италии, Румынии, Болгарии и Турции.

Планировалось построить 15 массивных боевых кораблей, а четыре были уже заложены на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Но в 1940 году эту программу пришлось сократить до трех кораблей, а в 1941 году ее вообще отменили.

Эти корабли, вскоре получившие прозвище «Сталинские республики», при водоизмещении в 65 000 тонн должны были стать на 13 000 тонн крупнее немецкого «Бисмарка». По классу они должны были больше походить на линкор японского императорского флота «Ямато» или на запланированные, но не построенные американские линкоры типа «Монтана». Следует отметить, что у советских кораблей вооружение планировалось более слабое, поскольку их основные орудия в количестве девяти штук должны были иметь калибр всего 406 мм, в то время как у японских линкоров девять главных орудий имели калибр 460 мм, а на запланированных к строительству американских кораблях предполагалось установить 12 406-мм орудий.

Почему не построили

Советам наверняка пришлось бы чем-то жертвовать и экономить при строительстве таких кораблей, которое обошлось бы им в 1 миллиард 180 миллионов рублей. Это были немалые деньги даже в конце 1930-х годов. С самого начала Советы столкнулись с проблемой качества стали и ее нехваткой. В 1939 году для проекта было заготовлено всего 1 800 метрических тонн — в 10 раз меньше необходимого. Чтобы решить проблему, плиты стали делать тоньше, но тверже. Но они оказались слишком хрупкими и не прошли приемочные испытания. Чистки, то есть политические репрессии в вооруженных силах, также серьезно затруднили реализацию проекта в соответствии с графиком. В итоге советская промышленность оказалась просто не в состоянии строить такие массивные боевые корабли.

Советское руководство отказалось от строительства одного из четырех заложенных кораблей, перенаправив ресурсы на нужды Красной Армии. Строительство остальных трех медленно продолжалось вплоть до нападения Германии в июне 1941 года. Вначале остановили строительство всех трех линкоров, но потом работа с черепашьей скоростью возобновилась на головном корабле «Советский Союз». 10 сентября 1941 года отменили строительство еще двух кораблей. Они были исключены из плана.

Недостроенный головной линкор был немного поврежден в ходе воздушных нападений немецкой авиации во время блокады Ленинграда, но он пережил войну. Советы думали о том, чтобы достроить корабль, однако полученный в годы войны опыт показал, что эта модель боевого корабля в целом устарела, да и эпоха линкоров в целом практически подошла к концу. В конце 1940-х годов «Советский Союз», «Советскую Россию» и «Советскую Украину» пустили на металлолом.

В качестве отступления следует отметить, что материалы с четвертого линкора «Советская Белоруссия», строительство которого отменили, когда выяснилось, что 70 000 заклепок в обшивке корпуса плохого качества, направили на строительство плавучей артиллерийской батареи, которая защищала блокадный Ленинград.