17 марта премьер-министры шести стран Европейского союза, включая Австрию, Чехию и Болгарию, единогласно обратились к ЕС с просьбой создать «корректирующий механизм» для распределения вакцин, что еще сильнее продемонстрировало противоречия и проблемы внутри Евросоюза под влиянием эпидемии нового коронавируса. С момента первой вспышки эпидемии в Европе в марте прошлого года ЕС и его государства-члены сильно пострадали. Согласно статистике Европейских центров по контролю и профилактике заболеваний, по состоянию на середину марта в 30 европейских странах было подтверждено в общей сложности 23 255 500 случаев заболевания covid-19, в том числе 562 400 случаев смерти. Слабые места европейского общества обнажились перед лицом беспрецедентной за столетие пандемии. Кризис распределения вакцин свидетельствует о том, что в настоящий момент Европейский союз находится в тяжелом положении.
Ввиду высокого распространения коронавируса Европейская комиссия в начале этого года сформулировала новый план вакцинации от covid-19. Согласно этому плану, 70% граждан ЕС должны завершить вакцинацию к лету этого года, после чего следует закупить большое количество вакцин у британской фармацевтической компании AstraZeneca. Однако 22 января AstraZeneca неожиданно сообщила Евросоюзу, что из-за производственных проблем компания была вынуждена сократить производство на 60%. В ситуации, когда спрос превышает предложение, принятый в 27 странах-членах ЕС новый план распространения вакцины значительно утратил свою силу, в результате чего в некоторых малых и средних государствах-членах ЕС стало расти недовольство из-за наличия большего количества вакцин в странах Западной Европы. Премьер-министры шести стран Центральной и Восточной Европы обратились к Европейскому союзу с просьбой создать «корректирующий механизм» распределения вакцин, который в действительности ясно демонстрирует противоречия и конфликт интересов между «новой Европой» и «старой Европой» внутри ЕС.
Что еще хуже для ЕС, так это то, что беда обычно не приходит одна: с новой вакциной против коронавируса, поставляемой AstraZeneca, то тут, то там возникают новые проблемы. Доля людей во Франции, которые чувствуют недомогание после вакцинации препаратом AstraZeneca, составляет 0,66%, что намного выше, чем 0,19% при вакцинации Pfizer в США. В последнее время во многих европейских странах были также зарегистрированы случаи тромбоэмболии, вызванной вакцинами AstraZeneca: только из одних Нидерландов было получено сообщение о 10 подобных реакциях. Хотя компания подчеркнула, что с безопасностью вакцины от нового коронавируса, которую она производит, нет никаких проблем, 20 европейских стран объявили о приостановке использования вакцин от AstraZeneca. Таким образом, в Европе существует не только кризис нехватки вакцин, но и возник кризис повышенных рисков от них.
Пока что Европейское агентство лекарственных средств (EMA) одобрило вакцинацию препаратами, разработанными четырьмя фармацевтическими компаниями. Помимо AstraZeneca, в этот список также входят американские вакцины Moderna и Johnson & Johnson, а также вакцина Pfizer совместного производства США и Германии. Для сравнения, вакцины AstraZeneca относительно дешевые, просты в хранении и имеют большой объем производства, а также получили одобрение Европейского союза. Приостановление использования вакцины AstraZeneca во многих странах вызвало еще одну проблему европейского вакцинного кризиса — собственные разработки ЕС в области препаратов против коронавируса ограничены, а вакцины AstraZeneca связаны с высоким риском, тогда каким образом им найти альтернативные вакцины? Когда Европейский союз с надеждой бросил взгляд на Соединенные Штаты по ту сторону Атлантики, он был безжалостно отвергнут Штатами. «Америка прежде всего» и «вакцинацинный национализм» заставили Европейский союз похолодеть от ужаса. Это также выявило противоречия между США и Европой по поводу поставок вакцин от covid-19.
После возникновения вакцинного кризиса в ЕС некоторые государства-члены Центральной и Восточной Европы оказались совершенно беспомощными в устранении слабых мест управления в Евросоюзе. Чтобы стабилизировать внутреннюю ситуацию и эффективно контролировать эпидемию, им пришлось искать другой путь. Лидеры таких стран, как Австрия и Чехия, обратились к китайским и российским вакцинам в контексте невозможности рассчитывать на вакцины от ЕС. Канцлер Австрии Себастьян Курц сказал, что пока российские и китайские компании по производству вакцин подают заявки, EMA следует рассмотреть вопрос об одобрении их препаратов. 29 января венгерское правительство одобрило закупку китайских вакцин, создав прецедент для последующих действий в странах-членах ЕС. Для Евросоюза и европейского общества это должно было быть хорошо, и Европейская комиссия также должна была воспользоваться ситуацией и активизировать свои совместные усилия с Китаем и Россией по борьбе с эпидемией. Однако ЕС в очередной раз упустил эту возможность в критический момент реагирования на вакцинный кризис.
В последнее время европейские СМИ часто сообщают о том, что Европейский союз может запустить проект «паспорта вакцинированного», цель которого состоит в том, чтобы признать только несколько вакцин против коронавируса, одобренных EMA, и фактически считать недействительными прививки препаратами, разработанными и произведенными в Китае и России. Отдельные лидеры ЕС даже призвали страны-члены ЕС «не поддаваться соблазну китайских и российских вакцин». Согласно логике европейского «паспорта вакцинированного», граждане Европы будут вырабатывать антитела только в том случае, если они будут вакцинироваться американскими и европейскими препаратами, и тогда им будут разрешены въезд и выезд из Европы. И наоборот, у европейских граждан, которые будут прививаться китайскими и российскими вакцинами, может не быть реакции, или же могут существовать другие скрытые опасности, поэтому им не будут разрешены путешествия.
Анализируя мотивы предложения ЕС о «паспорте вакцинированного», можно выделить три основных момента:
Во-первых, это скептический настрой по отношению к надежности и безопасности вакцины от covid-19 китайского производства. Считается, что раз страны ЕС не могут завершить разработку и производство вакцины в короткие сроки, то как Китай или Россия могут превзойти Европу? Очевидно, что они создали «антиэпидемический миф». Во-вторых, европейцы придерживаются «враждебного» отношения к китайским вакцинам, полагая, что успех Китая в разработке вакцин от covid-19 не только подрывает авторитет американских и европейских фармацевтических компаний, но и может конкурировать с западными странами за рынок вакцин. В-третьих, они рассматривают китайские вакцины от нового коронавируса с позиции предубежденности и идеологических предрассудков, беспокоясь, что Китай будет осуществлять так называемую «вакцинную дипломатию» и иметь международное влияние как страна-производитель.
Если ЕС действительно хочет внедрить дискриминационный «паспорт вакцинированного», это может только говорить о том, что лидерам ЕС не хватает стратегического видения, а в Евросоюзе уже возник кризис управления. Зададимся вопросом: если новая китайская вакцина против коронавируса не работает, почему десятки миллионов китайских граждан продолжают вакцинироваться? Почему около 60-70 мировых стран продолжают закупать китайские вакцины, в том числе некоторые европейские страны?
С другой стороны, если ЕС не признает китайские вакцины, это означает, что китайские граждане не смогут свободно въезжать в Европу. Точно так же Китай может не признавать вакцины ЕС, и граждане Европы не смогут въехать в Китай. Если это произойдет, экономические и торговые связи Китая и ЕС и культурные обмены будут серьезно подорваны.
Вакцинный кризис в ЕС выявил ряд глубоко укоренившихся проблем. Удар эпидемии нового коронавируса по современному капиталистическому строю, его методам производства, системе ценностей и государственному управлению этих стран неужели не заслуживает серьезного рассмотрения и переосмысления со стороны европейских держав?
Чжао Цзюньцзе (赵俊杰) — научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии общественных наук