Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Info (Чехия): отношения между Европой и Россией — на пике кризиса и нового начала

Саммит ЕС в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 29.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нынешний уровень отношений между ЕС и Россией ниже самых худших ожиданий. Россия постепенно уходит из общего европейского пространства и сближается с Пекином. В ЕС пытаются сформулировать новую стратегию отношений. Автор предлагает свое видение вопроса и формулирует три столпа европейского подхода к России.

Нынешний уровень отношений между Европейским Союзом и Россией ниже самых худших ожиданий, как заявил председатель Европейского совета Шарль Мишель после беседы с Владимиром Путиным. Россия уже давно не проявляет никакой заинтересованности в отношениях с европейскими институтами и большинством стран-членов ЕС. Она постепенно уходит из общего европейского пространства и инвестирует в продолжение гибридной войны против Запада. Параллельно Кремль, по крайней мере риторически и дипломатически, сближается с Пекином, о чем во время своей последней встречи с китайским коллегой говорил и российский министр иностранных дел Сергей Лавров.

Последние дни принесли очередные повороты в европейско-российских и европейско-китайских отношениях. В понедельник министры иностранных дел 27 стран-членов Европейского Союза одобрили новый пакет правозащитных санкций против двух функционеров чеченского режима за дискриминацию и насилие против представителей ЛГБТ-сообщества в Чечне. Кроме того, вступил в силу недавно утвержденный санкционный пакет в защиту прав человека против китайских руководителей за их участие в систематическом притеснении уйгурского меньшинства. Под санкции попали и другие страны мира, в том числе Мьянма, Северная Корея, Ливия и так далее.

Во время своего визита в Пекин это событие прокомментировал российский министр иностранных дел Сергей Лавров, который после переговоров со своим китайским коллегой Ван И снова повторил о незаинтересованности Российской Федерации продолжать диалог с европейскими институтами и о желании сохранить связи только с теми членами Европейского Союза, кто дружественно относится к России. Затем оба министра призвали созвать Совет безопасности ООН, где они хотят обсудить обострившиеся международные проблемы и скоординированные действия Запада против их стран.

Перед видеоконференцией европейских лидеров в четверг и пятницу на этой неделе также состоялся телефонный разговор между главой Европейского совета Шарлем Мишелем и российским президентом Владимиром Путиным. Из публичной стенограммы совершенно ясно, насколько плохи нынешние отношения, и сколько проблем в них накопилось за последнее время. Позднее Мишель заявил, что о результатах этой беседы речь пойдет на предстоящей видеоконференции европейских лидеров. Правда, в итоге было решено не обсуждать там стратегическую концепцию будущих европейских отношений с Россией, вероятно, в связи с онлайн-характером этой встречи, а также из-за недостаточного консенсуса по этому вопросу.

Европейско-российские отношения в плену обстоятельств

Отношения Европейского Союза с режимом Владимира Путина давно катятся по наклонной. Особенно быстро этот процесс пошел в августе прошлого года, когда Алексей Навальный был отравлен нервно-паралитическим веществом из группы «Новичок» (впоследствии Навального эвакуировали для лечения в Берлине). Уже тогда пошли разговоры о резком росте напряженности в немецко- и европейско-российских отношениях, которая наконец увенчалась санкциями против нескольких представителей российского режима близких к президенту Путину.

Очередным витком стало возвращение Алексея Навального обратно в Россию. Его осудили на два с половиной года и отправили в колонию. Большую роль также сыграл неудачный визит Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля в Москву в начале февраля. Тогда из России выслали трех европейских дипломатов. За российской пощечиной европейской дипломатии последовала систематичная дезинформационная кампания против Европейского Союза и его государств, а также против самого Борреля, которого российский коллега Лавров скомпрометировал на совместной пресс-конференции не без помощи российских государственных журналистов.

Далее последовало заявление российской дипломатии о готовности разорвать отношения с Европейским Союзом и ориентироваться только на дружественные страны-члены ЕС. Очередной виток конфронтации с международными институтами, включая Совет Европы, ясно продемонстрировал незаинтересованность России в продолжении диалога с ЕС. Она выбрала курс на конфронтацию и изоляцию в международной политике. В связи с этим и с последними правозащитными санкциями ЕС Россия решила компенсировать отношения с Европой разворотом в сторону Китая. Но тут нельзя забывать, что Россия по-прежнему очень зависит от Европы экономически, что хорошо подтверждает ее стремление достроить «Северный поток — 2» и продолжить все еще выгодный экспорт нефти и газа на Запад. Наконец, даже в авторитарной России нельзя полностью игнорировать общественные настроения и предпочтения населения, которое, судя по опросам, явно не хочет конфликтовать с Европейским Союзом и оценивает его по-прежнему позитивно.

Изменения в европейском отношении

Именно из этого должны исходить европейские лидеры, формулируя новые европейские стратегии в отношении России. С одной стороны — конфронтационная и изоляционистская позиция кремлевского руководства, которое, скорее всего, продолжит гибридную агрессию против своих соседей и Запада, а также будет подавлять права и свободы внутри страны, особенно накануне ключевых парламентских выборов в сентябре. Но с другой стороны — большинство российских граждан, которые хотят ладить с Европой и продолжают симпатизировать ей больше, чем коммунистическому и значительно более специфическому Китаю.

Поэтому Европейский Союз должен сконцентрироваться на создании трех столпов своего подхода к России. Во-первых, необходимо реагировать на проступки кремлевского руководства, в том числе вводить дополнительные санкции против представителей режима. Не только государственных чиновников, но и олигархов, судей, прокуроров — всех, кто несет ответственность за приговоры сотен и даже тысяч россиян к срокам. Во-вторых, необходимо открыться для российского общества, которое хочет сотрудничать с Европой и позитивно оценивает ее, несмотря на отечественную пропаганду. Возможно, стоит создать новые формы обмена, поддержки гражданского общества, подумать о визовых послаблениях для определенных групп населения и формировании нового поколения российских элит. Наконец, у ЕС и Запада как такового — масса собственных проблем, связанных с недостаточным контролем над инвестициями, поступающих зачастую из авторитарных стран, которые отмывают у нас деньги. Плохо обеспечена защита от кибернетических нападений, и иногда у нас просто отсутствует стратегическая и кризисная коммуникация как средство борьбы с дезинформацией. В ближайшие месяцы и годы Европа должна основательно подготовиться к этим угрозам, исходящим от Российской Федерации.

Но для этого потребуется достаточная политическая воля и базовый консенсус между национальными государствами, которые в европейской внешней политике по-прежнему играют первую скрипку. В последнее время стало снова понятно, что среди стран-членов Европейского Союза, а также внутри европейских институтов по-прежнему есть те, кто хочет вести себя с Россией сдержанно, действовать избирательно и сохранить существующий статус-кво. Он позволяет отдельным странам поддерживать с Россией в целом такие отношения, которые с национальной точки зрения для них наиболее выгодны. С другой стороны, даже такие дружественные страны, как Венгрия, Кипр и во многом Германия и Франция, недавно поддержали более жесткий курс в отношении режима Владимира Путина. Речь о том, что все 27 министров иностранных дел пришли к выводу о необходимости последовательно реагировать на нарушение демократии и прав человека в России, а также ее международных обязательств, сославшись на Совет Европы и его Суд по правам человека. Также они договорились о повышении европейской устойчивости к российским нападениям, в том числе в киберпространстве, и ограничении областей взаимодействия с Россией с акцентом только на выгодные ЕС.

Из этого следует, что сегодня в ЕС существует элементарный консенсус по выше описанным вопросам. Однако для реализации этих планов на практике придется подождать следующего заседания Европейского совета под руководством Шарля Мишеля, который решил пока отложить эти стратегические вопросы.

Диалог на уровне Европы и Чехии

Сейчас в Европе ведется дискуссия о стратегии будущих отношений с Российской Федерацией, и этот вопрос все чаще обсуждается на уровне национальных государств, их парламентов, а также гражданского общества по всей Европе, которое хочет быть услышанным.

В связи с этим в понедельник 22 марта состоялась презентация только что созданного чешского объединения «Друзей свободной России» в сотрудничестве с «Форумом друзей европейской России» под руководством Андрюса Кубилюса, бывшего премьер-министра и депутата Европейского парламента из Литвы, курирующего в Европейском парламенте отношения с Россией.

На встрече не только представили чешский проект в поддержку российской демократии и свободомыслящих россиян, но и обсудили аспекты нового европейского подхода к Российской Федерации. От чешской стороны на эту тему выступил сенатор Марек Гилшер и депутат Ян Липавски, которые подробнее рассказали о деятельности «Друзей свободной России», а также о разных аспектах двусторонних отношений между Чехией и Россией, вызывающих споры. В обсуждении участие также принял Леонид Волков, председатель штаба российского оппозиционера Алексея Навального. Волков рассказал о действиях режима Владимира Путина и о том, как нам, Европе, следует на них реагировать.

В обсуждении того, какой должна быть парламентская позиция Европы в отношении России, участие приняли депутаты и сенаторы из нескольких европейских стран, включая Францию, Польшу и Литву. Французский сенатор Андре Гаттол обратил внимание на очень тревожное состояние европейских отношений с Россией и на необходимость создать международное межпарламентское собрание, которое занималось бы только Россией (по примеру Китая и Межпарламентского альянса по Китаю (IPAC)). Французский депутат Жак Мар, который также является членом Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и участвовал в составлении доклада об отравлении Алексея Навального, говорил о необходимости тщательно расследовать российские преступления и о возможных новых санкциях против российской делегации в Совете Европы. Польский сенатор, председатель комитета по иностранным делам и ЕС, а также бывший министр национальной обороны Богдан Клих напомнил о таком аспекте взаимоотношений, как безопасность, и призвал теснее сотрудничать с НАТО. Наконец, член литовского парламента и председатель группы по отношениям с демократической Россией Матас Малдекис заявил о необходимости действовать в отношении путинского режима жестко. Также, по его словам, нужно отрыться навстречу российскому обществу.

Как мы видим, в Европе широко обсуждается внешняя политика в отношении России. Что парадоксально, именно неконструктивный и изоляционистский подход Кремля открывает большие возможности для консолидации европейской и западной позиции. С другой стороны, Европе придется справиться с дилеммой и решить, как критиковать российское руководство, но при этом разными способами склонять его к выполнению общих европейских правил, которые Россия взяла на себя, став членом Совета Европы, ОБСЕ и поддержав другие нормативные документы в последние три десятилетия. Ведь тесное сотрудничество России с Китаем и дальнейшее отдаление российского общества от Европы в итоге приведет к поражению и новым проблемам для всех в Европе и на Западе.

Автор — аналитик Исследовательского центра Ассоциации по международным вопросам.