На саммите лидеров Европейского союза (ЕС), состоявшегося в режиме онлайн 25-26 марта 2021 года, были даны оценки по поводу разработки вакцин от коронавируса нового типа (covid-19), целей в области цифровизации, отношений ЕС с Россией и Турцией. В частности, суждения относительно отношений ЕС и Турции имеют большое значение для развития этих отношений, выявления сфер конфликта и сотрудничества между ними. В контексте отношений ЕС и Турции на саммите были затронуты такие темы, как Восточное Средиземноморье, Ливия, беженцы, борьба с терроризмом, Таможенный союз, а также ряд вопросов, связанных с внутренней политикой Турции.
Переговоры до саммита
Состоявшиеся непосредственно перед саммитом ЕС переговоры президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), а также министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем (Josep Borrell) дали положительные сигналы о том, что наряду с конфликтными сферами двусторонних отношений на саммите также будет уделено внимание и сферам сотрудничества.
В то же время акцент на том, что Турция является стратегическим союзником — на заседании министров иностранных дел стран — членов НАТО — был одним из признаков того, что на встрече лидеров ЕС не будет принято решение о санкциях в отношении Турции. Помимо этого, прозвучавшие до саммита ЕС заявления некоторых руководителей стран — членов ЕС об отношениях ЕС и Турции также содержали более позитивные сигналы. Например, канцлер Германии Ангела Меркель расценила шаги, предпринятые Турцией в Восточном Средиземноморье, и начавшиеся между Турцией и Грецией предварительные переговоры как заслуживающие одобрения. Аналогичным образом премьер-министр Италии Марио Драги выразил необходимость сотрудничать с Турцией по таким направлениям, как борьба с терроризмом и миграция. Несмотря на некоторую несоразмерную и несправедливую критику относительно ряда решений, принятых Турцией во внутренней политике, также говорилось о том, что в двусторонних отношениях ЕС и Турции невозможно игнорировать необходимость сосредоточиться на сферах сотрудничества. Так, министр иностранных дел Испании Аранча Гонсалес Лайя (Arancha Gonzalez Laya) заявила о необходимости выстроить позитивную повестку дня в отношениях с Турцией. Все эти переговоры, состоявшиеся перед саммитом ЕС, и позитивная риторика некоторых стран — членов ЕС об отношениях с Турцией сформировали ожидания о том, что на саммите отношения ЕС и Турции будут рассматриваться на рациональном и равноправном уровне, будут предприняты конкретные политические шаги.
Заявление по итогам саммита лидеров ЕС
Судя по итоговому заявлению, опубликованному после саммита 25-26 марта, на встрече в рамках отношений ЕС и Турции на передний план больше всего вышли такие вопросы, как Восточное Средиземноморье, проблема беженцев, модернизация Таможенного союза. В заявлении также присутствуют тезисы о том, что ЕС готов к переговорам с Турцией по общественному здравоохранению, климату, борьбе с терроризмом и региональным вопросам. Кроме того, в итоговом документе содержится призыв к Европейской комиссии об активизации сотрудничества с Турцией по либерализации визового режима и отмечается, что оставшиеся вопросы будут включены в повестку дня нового саммита, который состоится в июне 2021 года.
В заявлении подчеркивается, что ЕС приветствует предварительные переговоры, которые проводятся между Турцией и Грецией в последнее время, и шаги по снижению напряженности в Восточном Средиземноморье. Также говорится, что Жозеп Боррель будет вести работу над проведением многосторонней конференции по Восточному Средиземноморью, члены ЕС будут внимательно следить за развитием событий и придерживаться согласованного со сторонами подхода. На саммите была очень высока вероятность того, что Греция и греческая администрация Южного Кипра будут оказывать давление на членов ЕС, добиваясь введения санкций против Турции. Однако было видно, что ЕС не желает вводить санкции. Таким образом, политика, проводимая Турцией в Восточном Средиземноморье в последнее время, обеспечила снятие напряжения и предотвращение конфликтной ситуации не только в отношениях ЕС и Турции, но и в то же время внутри ЕС.
А в вопросе беженцев были озвучены позитивные сигналы о том, что ЕС придает значение взаимодействию с Турцией в этом направлении. В заявлении отмечается, что прием Турцией сирийских беженцев и меры, принятые относительно перемещения беженцев в Европу, очень важны для ЕС. Кроме того, на саммите также была подчеркнута необходимость укрепления сотрудничества двух сторон в сфере управления миграцией. В этой связи был сделан акцент на развитии сотрудничества в таких сферах, как борьба с незаконной миграцией, обеспечение возвращения в Турцию нелегальных мигрантов и лиц, чье прошение о предоставлении убежища отклонено. Тот факт, что данный дискурс по поводу беженцев, который долгое время используется и не идет дальше политической риторики, по-прежнему так и не воплотился в конкретную политику, показывает, что это представляет собой тактику затягивания времени. Глядя на заявления ЕС по проблеме беженцев, становится понятно, что Турция является незаменимым партнером для союза. Кроме того, наряду с проблемами, вызванными covid-19, страны — члены ЕС также боятся столкнуться с дополнительными проблемами, которые могут возникнуть из-за возможного наплыва беженцев из Турции.
Еще один вопрос, затронутый на саммите, — модернизация Таможенного союза, которую ЕС много лет откладывает в долгий ящик. На саммите было заявлено, что ЕС готов к важным шагам в этом вопросе. Была подчеркнута необходимость развивать экономические отношения с Турцией и отмечено, что для углубления этих отношений Европейский совет должен начать работу по пересмотру Таможенного союза, о чем годами только просто говорилось.
Будущее отношений ЕС и Турции
По последнему саммиту ЕС становится понятно, что союз опять, как и прежде, нацелен на использование стратегии «кнута и пряника» в отношениях с Турцией. В частности, с одной стороны, заявления о пересмотре Таможенного союза и либерализации визового режима используются как своего рода «пряник», с другой стороны, когда внимание обращается на проблему Восточного Средиземноморья и критику относительно внутренней политики Турции и при этом говорится о намерении развивать отношения с Турцией «поэтапно, соразмерно, обратимо», показывают «кнут».
Учитывая также выборы, которые состоятся в скором времени в Германии и Франции, можно сказать, что две страны борются с ультраправыми во внутренней политике и на фоне возможного наплыва беженцев в европейские страны ультраправая идеология найдет больший отклик в политике и обществе. Поэтому страны — члены ЕС, прежде всего Франция и Германия, в целях сохранения своей политической стабильности и поддержания целостности ЕС вынуждены укреплять сферы сотрудничества в отношениях с Турцией, а по конфликтным сферам делать конкретные шаги, выходящие за рамки политической риторики. Для того чтобы двусторонние отношения развивались на рациональной и равноправной основе, ЕС должен выполнить свои обещания и предпринять конкретные шаги. А для того чтобы могло состояться полноправное членство Турции в ЕС, страны — члены союза должны прекратить риторику демонизации Турции в качестве «иной» и «угрозы» в целях завоевания голосов ультраправых избирателей во внутренней политике (вспомним хотя бы недавнее заявление президента Франции Эммануэля Макрона), дистанцироваться от ценностного подхода во внешней политике и перенести отношения с Турцией на рациональную и равноправную основу. В противном случае отношения, которые как для Турции, так и для ЕС имеют стратегическое значение с политической, экономической и социальной точек зрения, обречены оставаться в тупике.