На востоке Украины, где Москва поддерживает этнически русских сепаратистов, нарастают вооруженные действия. Более того, Москва сосредоточила около четырех тысяч солдат у границы с Украиной.
В Вашингтоне все чаше звучат требования о конфронтации. Действительно, кризис считают вызовом молодой администрации Байдена. Предсказуемо воинственно настроенные аналитики, такие как те, что сидят в Евразийском центре Атлантического совета, выступают за то, чтобы администрация действовала более жестко, может даже ввела условные санкции.
Похоже, президент открыт для конфронтации. Ранее в этом году в Foreign Affairs он уже обращался с Россией жестче, чем с Китаем. Затем он назвал Путина «убийцей» без «души», что, конечно же, можно сказать о многих американских союзниках (на ум приходит Мухаммед бин Салман), а также противниках.
Как заявляют в Белом доме, в ходе состоявшегося на прошлой неделе телефонного разговора с Владимиром Зеленским «президент Байден подтвердил, что Соединенные Штаты неизменно поддерживают суверенитет и территориальную целостность Украины перед лицом продолжающейся российской агрессии на Донбассе и в Крыму». Кроме того, госсекретарь Энтони Блинкен (Antony Blinken) позвонил своему украинскому коллеге, чтобы обсудить «пути укрепления сотрудничества в сфере безопасности».
Европейское командование вооруженных сил США повысило статус боеготовности до максимума и предупредило о «потенциальном неминуемом кризисе». Как отмечал мой коллега Тед Гален Карпентер (Ted Galen Carpenter), в прошлом месяце США «впервые в истории НАТО разместили стратегические бомбардировщики В-1 в Норвегии». Именно в таком виде запугивания Вашингтон обычно и обвиняет Москву. После прибытия четырех B-1B норвежский генерал-майор Ингве Одло (Yngve Odlo) заметил: «Как сосед России я считаю, что Россия отлично понимает, что мы делаем».
Намерения правительства Путина неизвестны, хотя передвижения войск на суверенной территории являются его прерогативой. Недавно Россия провела военные учения на этой территории и, очевидно, планирует разместить неподалеку воздушно-десантный полк, который и может являться причиной этих действий.
Вероятнее всего, Россия преследует более масштабную цель. Она может проверять администрацию Байдена, оценивая каким образом и насколько компетентно она действует. Кроме того, наращивание сил может быть предназначено для устрашения правительства Зеленского, который недавно выступил против ведущего пророссийского политика на Украине, заморозив его активы и закрыв его телеканалы. Правительство Путина может также намереваться встряхнуть давно зашедшие в тупик мирные переговоры и внедрение Минского протокола 2015 года, напоминая соседу, что Москва сохраняет превосходство и контроль над эскалацией в регионе. Действительно, Зеленский назвал поведение Москву «игрой мышцами».
Наибольшую опасность представляет вероятность того, что это подготовка к новому вмешательству в конфликт. Однако Майкл Кофман (Michael Kofman) из CNA считает, что действия России, «похоже, преследуют цели принуждения, а не подготовки к вторжению. Масштаб сил не говорит о планировании крупномасштабной атаки». Это не должно никого удивлять. Многочисленные предсказания, что Москва завоюет Украину или, как минимум, создаст «широкий мост» в Крым, так и не сбылись. Россия может считать замороженный конфликт более эффективным для того, чтобы удерживать Украину от вступления в НАТО.
Конфликт между Украиной и поддерживаемыми Россией сепаратистами на востоке страны уже унес 14 тысяч жизней. Россия несет львиную долю вины за гражданскую войну/вмешательство, но происходящему способствовали и ошибочные действия союзников. Расширение НАТО, разрушение Сербии, поддержка цветных революций в Тбилиси и Киеве и поощрение свержения избранного пророссийски настроенного президента Украины дают России достаточно причин, чтобы подозревать, чувствовать угрозу и отвечать жестко.
Что США могут сделать в ответ на потенциальное обострение ситуации между Россией и Украиной? Хотя администрация и не говорила ничего конкретного, министр обороны Ллойд Остин (Lloyd Austin) несколько раз разговаривал с министром обороны Украины и, как сообщает Министерство обороны, «осудил недавнюю эскалацию российской агрессии и её провокационные действия на востоке Украины».
Более того, как сообщает Пентагон: «Министр Остин подтвердил приверженность США укреплению украинской армии для более эффективной защиты от российской агрессии. С 2014 года США потратили более двух миллиардов долларов на помощь Украине в сфере безопасности, включая недавно объявленный пакет в 125 миллионов долларов, включающий оборонительное вооружение и другие основные средства для повышения эффективности поражающего действия, командования, контроля и ситуационной осведомленности Вооруженных сил Украины».
Однако Киев хочет большего: вступить в НАТО и получить от США формальные гарантии безопасности. Это было официальной позицией США с 2008 года. В телефонном разговоре с Зеленским Байден говорил о «евроатлантических стремлениях Украины», что напоминает НАТО.
Пока европейской оппозиции удавалось избежать вступления Киева, но Зеленский продолжает давить. К примеру, он сказал генеральному секретарю альянса Йенсу Столтенбергу (Jens Stoltenberg), что «НАТО — единственный способ закончить войну на Донбассе». Зеленский хочет для своей страны «План действий по вступлению», которым воспользовались 16 из нынешних членов альянса. По его словам, это будет «настоящий сигнал для России». Главнокомандующий вооруженными силами Украины генерал Руслан Хомчак считает, что военный вклад Украины состоит в том, что она выступает «щитом для Европы». Как заявляет Хомчак, вступление его страны в НАТО «несомненно пойдет на пользу не только Украине, но и самому альянсу».
Даже без членства в НАТО многочисленные выражения поддержки и соответствующие действия со стороны Вашингтона опасны. Даже при отсутствии юридического эффекта, они несут угрозу завышения ожиданий Украины. Если Киев поверит, что может действовать безнаказанно, он может начать безрассудно рисковать, как это случилось с Грузией в августе 2008 года, когда она по глупости разожгла боевые действия с Москвой.
В то время Вашингтон рассматривал вероятность военного вмешательства, но не без оснований от него отказался. Вероятнее всего, относительно Украины примут то же решение. Несмотря на ужасные последствия, это будет правильно. Анатоль Ливен (Anatol Lieven) предупреждал:
«Если замороженный конфликт на Украине вновь превратится в настоящую войну, Запад не вмешается, и Украина проиграет. Это будет одновременно и унизительный, и опасный исход для Соединенных Штатов, которые рисовали Украину как важного партнера. Проще говоря, российско-грузинская война 2008 года должна была научить нас, что подталкивать другие страны к войне с могущественными соседями, в которой ты не собираешься участвовать и спасать их, не только безответственно, но и глубоко аморально».
Однако хуже будет только война с Россией. Как отмечал Карпентер: «Существует опасность, что администрация Байдена придет к выводу, что она должна соблюсти невысказанные обязательства по обеспечению безопасности Украины, и на самом деле даст военный ответ на вспышку боевых действий между российскими и украинскими силами. Это будет величайшая глупость, ведь всё может закончится ядерной войной, однако такую вероятность нельзя исключать, учитывая уровень агрессивности к Москве, очевидный в рядах администрации и большей части политической элиты Вашингтона».
По крайней мере, моральная и военная поддержка США давно не новость. Больше пугает очевидный страх России перед развертыванием войск США на Украине. Как сообщает Reuters, Кремль предупредил, что «любое развертывание сил НАТО на Украине приведет к росту напряженности у российской границы и заставит Москву принять дополнительный меры для обеспечения собственной безопасности».
Хотя идея не новая, эскалация будет резкой. К примеру, в 2014 году колумнист Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer) выступал за предоставление Украине оружия и советников: «Любое действие России в адрес западной Украины заденет тонкую растяжку из инструкторов и советников НАТО. Даже самые сумасшедшие советские экспансионисты на такое никогда бы не пошли. Не пойдет и Путин».
Предположение, что «Путин не пойдет» происходило больше из надежды, чем из опыта, всё могло обернуться катастрофой. Создавать военное присутствие США в регионе, который и без того подозрительная ядерная держава считает для себя чрезвычайно важным, было бы попыткой искушать судьбу. Особенно учитывая, что любой конфликт тут ляжет на плечи Америки. Вместо этого в разгар кризиса НАТО провело военные учения в стране.
Ещё до нынешних осложнений европейцы, находящиеся ближе к району возможных действий, ясно дали понять, что не станут защищать Украину. (Непонятно даже, станет ли большинство европейских стран защищать друг друга или сотрудничать с Америкой). А что сегодня? «Что касается европейских стран, входящих в НАТО, даже самые антироссийски настроенные из них не сделали ничего для подготовки к войне…. Ни одно входящее в НАТО правительство (включая Соединенные Штаты) не ведет себя так, будто собирается делать что-то подобное», — заметил Ливен.
Чем США, присоединятся к ним европейцы или нет, сможет оправдать подготовку к войне?
Расположенная в сложном районе Украина отличается длинной, увлекательной и трагичной историей. И хотя Киев заслуживает сочувствия, причиной для войны не может стать тот факт, что её обидели. Предполагается, что альянсы будут содействовать американской безопасности, а не заниматься международной благотворительностью. А помощь Украине будет угрожать безопасности США.
Очевидно бредящий Уильям Тейлор (William Taylor), бывший посол США в Киеве заявляет, что «Украина находится на линии фронта». По его словам, «это влияет на мир, в котором мы живем, в котором будут расти наши дети и внуки». На самом деле, не каждое место на земле является последним ополотом сопротивления силам автократии, стремящимся установить на планете новые Средние века. И это точно не происходит на Украине.
Текущий конфликт, включающий захват Крыма (не привел к боевым действиям) и поддержку сепаратистов в Донбассе на востоке Украины (сейчас в основном заморожен режимом прекращения огня, хотя отдельные инциденты случаются), несет ужасные гуманитарные последствия для тех, кто с ним непосредственно связан. Однако он оказал поразительно незначительное влияние за пределами двух участвующих в нем стран.
Для Америки или Европы никакой угрозы нет. Происходящее на Украине не имело никакого значения для США, когда та была частью Российской империи или Советского Союза. Не имеет оно значения и сейчас. Для европейской безопасности Киев тоже не важен. Москва совсем не заинтересована в том, чтобы провоцировать Армагеддон, нападая без причины. Континент невозможно переварить, даже если получится его проглотить.
Разговоры об опасности международному порядку преувеличены. США и НАТО развернули незаконную агрессивную войну против Югославии. Вашингтон поступил так и с Ираком, что привело к опустошающим последствиям, а также поддержал незаконную агрессивную войну Саудовской Аравии против Йемена. Международный порядок не пострадал.
Некоторые сторонники войны считают, что неспособность Вашингтона вести войну везде и против всех подорвет его авторитет в случае, когда на карту будет поставлены жизненно важные интересы. Они, очевидно, считают, что Путин рассматривает отсутствие американских действий как зеленый свет для дальнейшей территориальной экспансии. Однако тот факт, что за последние семь лет он так и ничего не предпринял, говорит об обратном.
Во всяком случае, как США будут защищать Украину, непонятно. Майк Суини (Mike Sweeney) из Defense Priorities заметил: «Для США будет большой халатностью принять Украину в НАТО без четкого понимания, как будет охраняться её граница с Россией, протяженностью 1200 миль, если не учитывать полную зависимость от угрозы ядерной войны, ведь это опасная и устаревшая стратегия». Что такого есть на Украине, что за её безопасность стоит платить возможностью ядерной войны?
Сторонники вступления Украины в НАТО ведут себя так, будто членство в альянсе — это выход для Киева. Они утверждают, что Москва не может запрещать какой-либо стране вступать в антироссийский альянс. Справедливо, однако Вашингтон должен налагать запрет на вступление тех стран, которые могут подорвать безопасность США, как, например, Украина. В интересы Америки просто не входит появление в альянсе нового члена, который вовлечен в конфликт с Россией и для защиты которого может понадобится ядерное оружие. Однако, пока сохраняется вероятность вступления Украины в НАТО, Москва может продолжать считать конфликт в Донбассе лучшим способом предотвратить это.
С Киевом обращаются несправедливо, но он застрял в плохом районе. Вашингтон не может это изменить. Обращаться с Россией как с врагом в ответ на это — глупая стратегия. Подобные действия угрожают растратить впустую основные преимущества прекращения холодной войны. Кроме того, подобные действия угрожают началом «горячей» войны с Москвой. Администрация Байдена должна ставить интересы и безопасность американцев на первое место.
Дуг Бэндоу — старший научный сотрудник Института Катона. Бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана, автор книги «Внешнеполитические глупости: новая глобальная империя Америки» (Foreign Follies: America's New Global Empire).