«Российская сторона обострила ситуацию, сложившуюся после высылки ее дипломатов», — заявил заместитель министра иностранных дел по вопросам безопасности и многосторонних отношений Мартин Повейшил (Martin Povejšil). По его словам, кризис точно еще не миновал. Высылка чешских дипломатов из Москвы может затруднить работу посольства.
iDnes: Министр Гамачек заявил, что высылка 20 сотрудников нашего посольства в Москве парализует его работу в принципе. Как посольство сможет выполнять свои функции без этих дипломатов?
Мартин Повейшил: Совершенно ясно, что эффективность работы посольства значительно снизится. Придется перейти на минимум, и, конечно, это потребует намного больше усилий от тех, кто там остался.
— Скажется ли это как-то и на рядовых чешских гражданах, которые собрались в Россию?
— На чешских гражданах это может сказаться, прежде всего, в тех случаях, если с ними что-то случится на территории Российской Федерации. Дипломатическое представительство призвано позаботиться о таких гражданах. Но в том состоянии, в каком посольство пребывает сейчас, его способность быстро и эффективно помочь будет ограничена.
— Повлияет ли высылка на работу Чешского дома в Москве?
— Да, аналогичным образом, так как одной из высланных персон был сотрудник Чешского дома.
— Вчера бывший министр иностранных дел Ян Каван заявил, что Россия в основном отвечает симметрично. Тогда как понимать, что Москва выслала больше наших дипломатов, включая заместителя посла ЧР?
— Я думаю, что понимать это надо не иначе, как отказ от симметричности и эскалацию ситуации российской стороной. Она обостряет обстановку как минимум из-за трех моментов, не таких уж малозначительных. Во-первых, что касается количества. Мы выслали из Чехии 18 человек, а они — в общей сложности 20. Во-вторых, что касается уровня. Мы оставили заместителя посла в Праге, а они выслали заместителя посла Чешской Республики в Москве. Таким образом, они взяли выше. В-третьих, это время. Ведь мы дали этим людям 48 часов на то, чтобы они покинули территорию Чешской Республики, а они предоставили нашим коллегам всего 24 часа. Как минимум в этом я вижу асимметрию, и понятно, что кризис еще не миновал.
— Министр Гамачек хочет обсудить высылку чешских дипломатов из России с премьером. Может ли Чехия предпринять новые шаги? Какие?
— Не просите меня, чтобы я это как-то комментировал. Нам необходимо тщательно проанализировать ситуацию, и только потом будет дана рекомендация, к которой политическое руководство, конечно, должно прислушаться.
— По словам бывшего посла в России Петра Коларжа, мы оказались в той же ситуации, в какой была Великобритания в 2018 году после отравления Скрипаля.
— Действительно между ситуацией в Великобритании и Чешской Республике есть общее, и не только потому, что фигуранты одни и те же. В обоих случаях на территории суверенных государств применялись инструменты, которые, если выражаться эвфемизмами, далеки от мирных, и поэтому ситуация, разумеется, очень серьезная. Случившееся станет еще одним элементом мозаики, из которой складываются отношения между ЕС и Россией.
— После сообщения вице-премьера Яна Гамачека, министры иностранных дел Европейского Союза выразили солидарность с Чешской Республикой. Планируете ли вы точно так же проинформировать и Североатлантический альянс?
— Да, мы сделаем такой же шаг, как и в отношении Европейского Союза, на этой неделе.
— Можно ли ожидать, что наши союзники пойдут на аналогичный шаг и вышлют российских дипломатов?
— Спектр мер широк, начиная от выражения поддержки, что уже делается, вплоть до заявлений транснациональных организаций, будь то Европейский Союз или Североатлантический альянс, и до приглашения российских послов.
— В понедельник представитель Министерства иностранных дел РФ заявила, что Чехия не имеет права трудоустраивать в своих посольствах российских граждан так же, как посольство США. Насколько этот запрет навредит Чехии?
— Конечно, это скажется по работе дипмиссии, прежде всего рутине, и повлечет новые ограничения. Это неоспоримый факт. Информация поступила только что, и нам еще предстоит узнать, как ситуация будет развиваться дальше. Факт в том, что эти российские граждане заключили трудовые договора с посольством Чешской Республики. Если Россия своим решением, которое, как я предполагаю, будет соответствовать российскому праву, запретит работать на чешское посольство, то из этого следует юридическая ответственность, которая, однако, определенно лежит не на чешской стороне. Поэтому, как мне кажется, это может стать еще более сложной юридической проблемой.